"Байкал" теряет крылья
"Байкал"
теряет крылья
Уважаемые В С осени Авиаторы |
Наш
комментарий. В последнее время
ситуация в авиакомпании
"Байкал" приблизилась, можно
сказать, к взрывоопасной. Сначала
забастовала эскадрилья вертолетов,
отказавшаяся выполнять санитарные
и поисково-спасательные полеты. Три
недели машины стояли на приколе.
Конфликт уладили выдачей зарплаты.
А накануне
прихода в редакцию пилота Ан-24
Сергея Ошикера, бортпроводницы и
члена профкома Светланы Ботавской,
Павла Дорошкова, помощника
директора по социальным вопросам,
объявил голодовку их коллега
Сергей Бердников. У него в семье
двое детей, жена не работает. И он не
получает зарплату несколько
месяцев. Безысходность толкает на
такой шаг.
В подобном
положении оказались летчики,
авиатехники, работники других
служб предприятия. До недавних пор
здесь трудилось около 1700 человек —
в основном классные, элитные
специалисты. Не менее сотни из них
уже уволилось, еще 700 будут
сокращены в ближайший период. Люди
в шоке от такой перспективы,
озабоченные, к тому же, тем, вернут
ли им когда-либо заработанные
деньги.
К финансовой
несостоятельности авиакомпанию
привела раздробленность некогда
сильного управления на местные и
самостоятельные отряды и
аэропорты. Как результат таких
новаций — крутой спад воздушных
перевозок при постоянно растущих
тарифах. Вспомним: отсюда в Москву
летали ежедневно три рейса Ту-154, в
страны СНГ и крупные города России.
Сегодня в столицу выполняют
перевозки пять авиакомпаний, не
считая "Байкала", который
отправляет по этому выгодному
маршруту один самолет через день.
До минимума ужались полеты на
местных воздушных линиях, кроме тех
населенных пунктов на севере
области, куда "только самолетом
можно долететь". В Бодайбо, Маму,
Киренск, Ербогачен, Ленск летали
две эскадрильи Ан-24, и обслуживали
эти рейсы до 160 опытных авиаторов.
Теперь в месяц совершают полеты 5—6
экипажей, а остальные ждут своей
очереди, чтобы подняться в небо.
— Недавно я
был в п. Мама, — говорит П. Дорошков.
— В аэропорту много пассажиров,
желающих улететь в Иркутск, а рейс
один, и тот не каждый день.
Авиакомпания готова в любой момент
открыть другой, пусть и не всегда
будет стопроцентная загрузка.
Однако сделать это невозможно из-за
непомерных тарифов местного
аэропорта (монополиста) за
обслуживание, поэтому рейс
становится убыточным. И такой
подход во всех северных городах. В
Мирном, Ленске пошли еще дальше: для
своих самолетов тарифы ниже, а для
наших — вчетверо выше. Если бы
авиаторы Восточной Сибири смогли
договориться о приемлемых тарифах,
скоординировали маршруты полетов,
работы бы всем хватило.
Разобщенность и эгоизм на местах
губит деловые предложения, а в
итоге страдают все.
С приходом
внешнего управляющего в
авиакомпанию "Байкал" у
коллектива появилась надежда на
перемены к лучшему. Хотя многие
понимали, сколько проблем на него
взвалилось, одним махом их не
одолеть. И все же нужны взвешенные,
разумные решения, которые бы не
раздражали людей, не обостряли
напряженность. К сожалению, пока
этого не видно.
Сегодня мало
кто верит в возврат долгов по
зарплате, но и текущую выдают
частями, к "красным дням". С
ноября летчики получили аванс по 400
рублей к Новому году, да вот на днях,
когда их товарищ объявил голодовку,
нежданно выдали снова по 500. Хотела
администрация порадовать
сослуживцев к 8 Марта, в кассу уже
выстроилась очередь пилотов. Но
вдруг нагрянул судебный пристав с
двумя сотрудниками и
"конфисковали" все деньги,
оставив авиаторов "с носом".
Дальше, как
говорится, ехать некуда. Примерно
каждый третий работник направил
или уже выиграл иск в суде о
возвращении долга по зарплате. А
так как на счету а/к "Байкал"
средств нет и поступают они крайне
редко и в небольших размерах, то и
выплатить по исковым заявлениям
нечего. Однако и методы
насильственного изъятия средств
судебными приставами, налоговой
инспекцией тоже незаконны. Идет
неприкрытое давление на
управляющего компанией со всех
сторон, что лишает его возможности
разобраться в авиационном
хозяйстве и реализовать свою
программу.
Суть ее
весьма проста: начать зарабатывать
деньги за счет увеличения полетов в
Москву, Краснодар, Сочи,
Санкт-Петербург, Ташкент, а также
чартерных рейсов в Шеньян и
Ниигату. Ну и, конечно, резко
повысить регулярность вылетов в
северные районы области. С
наступлением лета увеличивается
потребность в тушении лесных
пожаров, в поисково-спасательных
работах, однако парк вертолетов и
самолетов Ан-2 ограничен, потому что
большинство из них выработало свой
ресурс — нуждаются в ремонте.
Средства, которые выделяются из
федерального бюджета, по существу
не поступают, и даже задолженность
прошлых лет не покрывается. Все эти
факты чреваты серьезными
последствиями, если не поддержать
опустившиеся крылья авиакомпании
"Байкал".
Николай
ВОЛКОВ, обозреватель по
экономическим вопросам.