издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Путь к вере, надежде, любви

Путь к
вере, надежде, любви

Александр ПОПОВ,
педагог

В эти
дни педагоги Приангарья добрым
словом вспоминают Павла Наумовича
Бонадысенко, которому исполнилось
бы 70 лет. В 60—70-е годы его имя было
овеяно славой, о нем снимали фильмы,
писали в газетах. Будучи директором
спецучилища для малолетних
правонарушительниц, что в поселке
Водопадном Нижнеудинского района,
он изо дня в день на деле доказывал:
вернуть оступившегося человека в
общество, в систему нормальных
жизненных ценностей никогда не
поздно.

Это
спецучилище в начале 60-х, к моменту
прихода туда Павла Наумовича, было
режимным учреждением в системе МВД.
В мрачных, с решетками бараках
содержались озлобленные на жизнь,
людей, на весь белый свет
"зверьки" —
несовершеннолетние
правонарушительницы. От них
отвернулись родители,
родственники, и общество не нашло
ничего лучшего, как изолировать их,
лишить свободы. Девчонки
недоверчиво смотрели на
воспитательниц, на директора, им
хотелось вернуться к прежней жизни
с пьянками, наркотиками, развратом.

Училище
строго охранялось, и это казалось
естественным: уж больно
непредсказуемый контингент обитал
в его стенах. Но прошло несколько
лет, и Павел Наумович после
тяжелейших, изнурительных
переговоров с высшим начальством
идет на рискованный, но нравственно
прекрасный эксперимент: добивается
снятия охраны с этого режимного
учреждения. Девчонки начинают жить
вольно. Этот шаг П. Бонадысенко —
образец гражданского мужества,
веры в человека, в силу коллектива,
на которую и сделал ставку новый
директор. Многие ожидали, что
девчонки-преступницы вот-вот
начнут разбегаться. Но прошли дни,
недели, минули месяцы, а потом и
годы — и ни одного побега. Ни одного!

К тому
времени, когда с училища сняли
охрану, в нем уже сформировался
коллектив, между девчонками стали
устанавливаться по-настоящему
сестринские отношения. Надо
заметить, что водопадненское
училище структурно, по штатам,
питанию, обучению, мало чем
отличалось от десятков таких же в
стране. Однако по многочисленным
отзывам гостей училища,
воспитанниц, педагогов, ученых
(альбомы с этими отзывами хранятся
в музее народного образования при
Институте повышения квалификации
работников образования), здесь
протекала необыкновенная, дружная
жизнь, от которой девчонки убегать
не хотели. Передо мной толстые
папки с письмами от бывших
воспитанниц П. Бонадысенко. "У
меня тогда сложилось впечатление, —
вспоминает одна, — что я приехала
наблюдать за каким-то чудом". А
чудом были обыкновенные
человеческие дела и вещи — чистые
спаленки, аккуратная одежда,
утренние физзарядки, внимательные
учителя и воспитатели, учеба в
школе, многочисленные кружки и
спортивные секции, танцы, музыка,
походы, работа в швейном цехе —
можно перечислять долго. Девчонкам
у Бонадысенко жилось настолько
хорошо, что они со слезами покидали
училище, а потом на протяжении
многих лет заваливали супругов
Бонадысенко (Фаина Максимовна
работала завучем) письмами с
признаниями в дочерней любви,
телеграммами с поздравлениями.

Заглянем еще
раз в альбомы, в которых
воспитанницы запечатлевали свое
отношение к училищу в первые дни
пребывания в нем: "Все надоело,
всех ненавижу", "Никому не
верю", "Лучше жить с пьяными
родичами, чем с вами". Но проходят
месяцы, и появляются другие записи:
"Хочу жить по-новому", "Меня
раньше разбирали на совете училища,
и я всех ненавидела. Какая я была
дура!", "Как много здесь цветов.
Все добры ко мне. Я так
благодарна!". И так далее и так
далее.

Павел
Наумович настойчиво добивался,
чтобы девчонки сами управляли
своей жизнью, через общинные
семейственные отношения вел
коллектив к серьезным нравственным
открытиям: если плохо ближнему,
разве может быть хорошо тебе? Этот
главный принцип девчонки не сразу
усваивали, сопротивлялись
внутренне и внешне, но девчоночья
община сразу брала новичков в свои
крепкие объятия, и у них оставалась
лишь одна несвобода — несвобода от
мнения, нравственных установок
коллектива. Хозяйственные,
производственные и даже
воспитательные дела решались
девчонками совместно со взрослыми
через систему самоуправления —
совет училища и различные комиссии.
Всю работу директор и воспитатели
строили на доверии. Община
процветала и даже богатела:
продукция швейного цеха
расходилась по всей области.
Девчонки уезжали из училища
одетые-обутые, с деньгами, но
главное — с просветленными душами.
И семьи у них потом были крепкие,
порядочные, о чем свидетельствуют
сотни писем и фотографий.

К сожалению,
многое из педагогического опыта
прошлого сегодня незаслуженно
забывается, стираются и духовные
основы этого великого опыта. И все
же, хотя Павла Наумовича
Бонадысенко уже нет среди нас, он
живет в памяти тех, кого на
протяжении своей 45-летней
педагогической деятельности вел к
вере, надежде, любви.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры