Контрольная для власти
Контрольная
для власти
В
апреле 1996 года Законодательное
собрание благословило на
плодотворную шестилетнюю работу
коллегию аудиторов
контрольно-счетной палаты (КСП).
Половина пути пройдена. Пора
подвести некоторые итоги.
Вооружившись цифрами и фактами,
председатель КСП Василий
МИТРОФАНОВ отвечает на наши
вопросы.
—
Василий Алексеевич, цели и задачи
палаты прописаны в Уставе
Иркутской области, в ноябре 1995 года
принят специальный закон.
Насколько необходима была новая
структура на ветвях областной
государственной власти?
— Сегодня уже
невозможно представить властное
дерево без КСП. Три года показали,
что закон "О контрольно-счетной
палате области" является одним
из реально и эффективно
действующих областных законов.
Палата твердо и последовательно
проводит линию на защиту бюджета и
финансовых интересов Приангарья и
налогоплательщиков.
За эти годы
провели около 300 аудиторских
проверок и ревизий, выявили
множество фактов нецелевого и
неэффективного использования
средств областного бюджета,
внебюджетных фондов и
государственного имущества.
Особенно "урожайным"
оказались первые два года работы.
Пришлось, как говорится, разгребать
горы накопившихся нарушений — на 857
миллионов деноминированных рублей,
из которых нецелевым образом было
использовано 624,9 миллиона.
Администрации области и
Законодательному собранию удалось
вернуть в областную казну 396,4 млн., в
том числе в 1997 году — 267,4 млн. рублей.
В прошлом
году нашими проверками выявлено
прямых и косвенных потерь на 375
миллионов. Как видим, наметились
позитивные изменения, масштабы и
объем потерь заметно сократились.
Совершенствуется правовая база
финансовой деятельности властных и
управленческих структур.
Реализуются рекомендации КСП по
учету и пополнению реестра и
сводной описи объектов областной
собственности, по увеличению
доходов от аренды государственного
имущества. Особенно важно, что
более оперативной и предметной
стала реакция на выявленные в ходе
аудиторских проверок нарушения и
недостатки.
— Ряд
проверок имел большой общественный
резонанс. На памяти ваши заключения
об использовании бюджетных средств
в главном управлении сельского
хозяйства, на строительстве
онкологического центра в Иркутске,
на строительстве жилья для
северных переселенцев унитарным
предприятием
"Облстройинвест"…
— В условиях
финансового кризиса,
несовершенства правовой базы,
острейшего дефицита средств
сохраняется питательная среда для
многих нарушений в сфере финансов,
бюджета, управления и распоряжения
областной собственностью. Об этом
говорят, например, итоги проверок
регионального фонда зерна и
продовольствия, фонда господдержки
досрочного завоза товаров и
северные районы, ряда внебюджетных
фондов, областных органов,
осуществляющих лицензионную
деятельность, государственного
унитарного предприятия
"Сибфинпром", ТОО СХП
"Иркутское" и других.
Бывает, что в
КСП приходят и формальные ответы на
выявленные нарушения. Поэтому
главное для нас увидеть, что
сделано по существу, меняется ли
обстановка в позитивную сторону,
какие созданы условия для
предотвращения нарушений в
будущем. Открытым, например,
остается вопрос о привлечении к
персональной ответственности
виновных должностных лиц. Возьмите
"Финпром". Первую аудиторскую
проверку на этом предприятии мы
провели еще в ноябре 1996 года, а
конкретных результатов нет до сих
пор.
—
Василий Алексеевич, всегда ли перед
аудиторами КСП открываются двери?
Ведь проверять приходится не
только государственные, но и
коммерческие организации,
использующие бюджетные деньги.
— Самое
трудное — это установить
объективную картину, соотнести
состояние дел с законом,
аргументированно доказать свою
точку зрения. Ведь каждая проверка
сопровождается процедурой
согласования итоговых материалов с
подконтрольной стороной. А это
всегда дополнительные
психологические и эмоциональные
нагрузки на аудиторов.
Есть примеры,
когда проверяемая сторона не
подписывает итоговые документы. Но
это отнюдь не свидетельствует о
нашей неправоте. В соответствии с
регламентом КСП имеет право давать
ход аудиторским материалам в
одностороннем порядке. Надо ли
говорить, с каким качеством и
скрупулезностью должна быть
выполнена каждая проверка, чтобы
аудитор мог взять на себя всю
ответственность за свои действия.
Иногда
сталкиваемся с открытым давлением
и противодействием. В конце
прошлого года по запросу
Законодательного собрания
проверили ЗАО "Иркомпо" на
предмет законности возмещения из
бюджета затрат на хранение,
транспортировку и уничтожение
изъятой из незаконного оборота
алкогольной продукции. Аудиторы
сделали вывод, что эта сумма,
во-первых, необоснованно завышена
и, во-вторых, должна быть возмещена
не из бюджета, а за счет взимаемых
за незаконный оборот алкоголя
штрафов. Руководство "Иркомпо"
отказалось подписывать акт и
выдвинуло ряд встречных претензий.
Более того, появилась публикация в
местной прессе. С подобными
попытками публичной и совершенно
необоснованной дискриминации
своей деятельности аудиторы КСП,
осуществившие сотни проверок и
ревизий, столкнулись впервые.
Время
показало нашу правоту. О чем
свидетельствуют меры, принятые
администрацией области, по
устранению выявленных недостатков.
Как и прежде, мы стараемся широко
информировать общественность о
своей работе, опираясь на
законодательно закрепленный
принцип гласности. В то же время
выступаем против использования
наших материалов в политических
целях. Например, публикацию в
"Открытой газете" о
деятельности "Сибфинпрома" я
рассматриваю как попытку нанести
удар по престижу областного органа
исполнительной власти в интересах
определенной группы лиц, используя
материалы КСП. Такой подход
порождает политическую
конфронтацию и недоверие,
разрушает сложившуюся систему
конструктивного взаимодействия
ветвей власти.
—
Основные направления деятельности
КСП общеизвестны, они определены
законом. Но жизнь всегда вносит
коррективы. В этом году вы
работаете в прежнем режиме или есть
какие-то особенности?
На январской
сессии Законодательного собрания
губернатор Борис Говорин предложил
нашей палате проверить
использование средств областного
бюджета, передаваемых органам
местного самоуправления. Депутаты
поддержали эту инициативу, и наш
пришлось, как говорится, на ходу
перестраиваться. Не секрет, что в
областные органы власти поступает
много жалоб по вопросам
использования бюджетных денег,
особенно когда большая
задолженность по зарплате. Чтобы
постоянно отслеживать этот процесс
и оперативно реагировать на
возникающие проблемы, губернатору
и Законодательному собранию нужна
систематическая и объективная
информация. Если говорить прямо, то
крупномасштабные проверки, чтобы
получить полный анализ состояния
дел на местах, в области, в
последние годы не проводились. Этот
пробел не могли восполнить
существующие контрольные органы,
тем более что с изменением функций
и полномочий КРУ Минфина их
региональные структуры стали
проводить контрольную работу на
платной договорной основе, что,
естественно, привело к сокращению
ее масштабов и интенсивности.
В
феврале-марте мы провели проверки в
20 городах и районах. Выявлены
типичные недостатки в
использовании бюджетных средств
местными администрациями.
Например, не везде соблюдаются
требования областного
законодательства о приоритетном
финансировании текущих расходов, в
том числе защищенных статей, что
способствует росту задолженности
по зарплате. В ряде мест главы
администраций использовали часть
средств по собственному
усмотрению, выходя за рамки
утвержденных бюджетов. Не в полной
мере реализуются нормативные
документы по вопросам применения
взаимозачетов. Установлены факты
перечисления налоговых и других
доходов на счета аппаратов
администраций вместо
соответствующих бюджетных счетов
финансовых органов. Проверки также
выявили несовершенство и правовые
пробелы в системе оплаты труда
управленческого персонала.
Материалы проверок переданы
губернатору и Законодательному
собранию для принятия решений.
—
Василий Алексеевич, остается
пожелать аудиторам
контрольно-счетной палаты, чтобы и
вторая половина отведенного
законодательством срока
полномочий была для них такой же
плодотворной. От вашей жесткой и
принципиальной позиции зависит,
насколько будут защищены от
разного рода проходимцев и
авантюристов областной бюджет и
государственная собственность.
Удачи вам!
Беседовал
Евгений БОГАЧЕВ.