"Дорогою свободною иди..."
"Дорогою
свободною иди…"
Владимир ТОМИЛОВ
В творчестве
Пушкина слово "свобода" едва
ли не самое часто употребляемое.
Пушкинская поэзия — поэзия свободы;
свободы, понимаемой как
первозданное свойство человека.
Свобода при всей ее
противоречивости и многоликости
пронизывает все сферы бытия,
связывая каждого из нас, живущего и
жившего, с миром. Жизнь Пушкина
подтверждает всеобщую истину:
полная реализация личности, ее
самости возможна лишь в
пространственно-временном поле
свободы. Главная пушкинская тема —
тема свободы, ее неисчерпаемого
многообразия и противоречивой
трагичности.
Свобода
всегда — риск и ответственность,
что требует духовного мужества,
мужества быть самим собой. Для
Пушкина быть самим собой означало
не только внутреннюю свободу, но
революционность творческих
замыслов и свершений. Пушкин —
эталон свободной личности. Он
понимал свободу как
естественно-необходимое условие и
для земного бытия, и для
поэтического творчества, ибо
творчество смысл и суть
человеческой жизни. Об этом
изумительные строфы:
Зачем крутится ветр в овраге, Подъемлет лист и пыль несет?.. Зачем от гор и мимо башен Летит орел, тяжел и страшен?.. Зачем арапа своего Младая любит Дездемона?.. Затем, что ветру и орлу И сердцу девы нет закона. Гордись: таков и ты, поэт, И для тебя условий нет. ("Езерский") |
Пушкинский
опыт показывает, что поэтическая
свобода тождественна высшей
свободе — способности духовного
прозрения и постижения земного
бытия, способности, именуемой
сверхсознанием. Основная черта
сверхсознания — нравственная
чуткость. Пушкинская свобода в этом
смысле является функцией совести.
Совести в бердяевском понимании
как той глубины, на которой человек
встречается с Богом. Позиция
Пушкина-христианина не может
оправдать тиранию власти и тиранию
"буйной слепоты в презренном
бешенстве народа". В строчках из
"Андрея Шенье" о смене
"ветхого трона" на "совет
правителей бесславных" — вся
трагедия России в уходящем веке.
Истоки этой трагедии — в
тоталитарном подчинении власти, в
обмене свободы на "печной
горшок" ("Печной горшок тебе
дороже/ Ты пищу в нем себе
варишь"). Таковы национальные
взаимозачеты. К сожалению, и
сегодня не утратила своей
значимости пушкинское:
К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды Ярмо с гремушками да бич. |
Освобождение
"от"… порождает отрицательную
свободу, которая объективно
обессмысливает и обесценивает как
самое себя, так и ее приверженцев;
она не может быть основой
ответственных и разумных решений. В
этом суть нынешних наших бед. Их
преодоление возможно лишь в русле
положительной свободы, свободы
"ради", ради служения истине,
добру, красоте — тем духовным
ценностям, что были смыслом и сутью
пушкинского гения.