издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Пасхальное послание

Пасхальное
послание
епископа
Иркутского и Ангарского Вадима
освященному клиру, монашествующим
и всем верным чадам Иркутской
епархии Русской Православной
Церкви

Дорогие
отцы, братья и сестры,
Христос Воскресе!

"Воскресение
Твое Христе Спасе,
Ангеле поют на небесах,
И нас на земли сподоби чистым
Сердцем Тебе славити".

(Стих.
Пасхи)

В священную
ночь в начале первого дня,
наступившего после
преблагословенной и Великой
Субботы, свершилось дивное и
преславное чудо — Богочеловек
Христос, чье истерзанное и
поруганное тело, омытое слезами
погребавших и обвитое плащаницею,
почивало в гробе сном несомненно
наступившей смерти, побеждая
законы естества человеческого,
воскрес из мертвых во всем величии
Своей божественной славы.
Державной силой Своего Божества Он
попрал смертью смерть и схождением
Своим "в преисподнюю земли"
властно расторг оковы ада.

После
возвышенно-трогательных
переживаний в скорбные дни
Страстной седмицы с трепетно
бьющимся сердцем и ликующей душой
встречаем мы этот праздник
праздников — спасительный день
Воскресения Христова, явственно
ощущая неземную, несравненную
радость наступившего духовного
торжества, светлого пира нашей
христианской веры. И ликующие
возгласы пасхального приветствия,
и проникновенное содержание
песнопений, и неповторимое в своей
значимости и красоте Огласительное
слово великого вселенского учителя
святителя Иоанна Златоуста
невольно обращает нашу мысль к
самому источнику нашей безмерной
радости — Спасителю Господу нашему
Иисусу Христу, Который был
"предан за грехи наши и воскрес
для оправдания нашего" (Рим. 4,25).

Непостижимое
сияние славы Божией незримо для
окружающих озаряло Личность и все
действия Сына Человеческого на
всем протяжении Его земной жизни и
подвига. Эта божественная слава
открылась не только в чудесах,
которые совершал Господь из
милосердия к страждущим людям, и не
только в особых явлениях Его
Божественного величия, как это было
при Крещении на Иордане и во время
Преображения на Фаворской горе, но
и еще более в Его постоянном
неуклонном послушании воле Своего
Небесного Отца, что особо
проявилось во время тяжких
моральных и физических страданий.
"Слава Христова, слава
Божественного Агнца, закланного от
создания мира" (Откр. 13.8), ярко
воссияла в акте жертвенной любви на
кресте. Свет славного Воскресения,
преложившего рыдание на
неиссякающую духовную радость,
открыл возможность осознать и
оценить все величие и непреходящее
значение Его искупительной жертвы
за мир. Крестные страдания и
Воскресение из мертвых неотделимы
друг от друга. Это двуединое
откровение торжествующей Славы
Божией, несокрушимое основание
нашего спасения, источник радости о
грядущей вечной жизни со Христом в
Боге.

Воскресший
Искупитель, ценою Голгофской
жертвы примиривший человечество с
Богом, в Самом Себе, в Своем
воскресшем и прославленном Теле,
открыл и указал нам верный путь к
вечной жизни, которую мы утратили
через грехопадение Адама. Называя
Христа Вторым Адамом, Святая
Церковь учит нас видеть в Нем
восстановителя нашего падшего
естества, благословенный Начаток
(Кол. 1. 18) нашего духовного
возрождения, Первенца из мертвых,
возводящего нас к нетлению и
вечному блаженству.

До
пришествия Христа Спасителя на
землю и славного Его Воскресения
люди были одержимы страхом смерти,
ибо прискорбен был для них
неизбежный "путь всей земли"
(Нав. 23. 14). Ведь, когда входил
человек в неведомый мир загробной
жизни, он ожидал увидеть в Боге
нелицеприятного и грозного Судью,
строго карающего за всякое
нарушение Его закона.

С
Воскресением Господа Иисуса Христа
из мертвых страх перед смертью
уступил место твердой и радостной
надежде, с которой вступает человек
в открывающийся ему при кончине
горний мир. И не только праведник,
но и последний из грешников, не
ожесточивший своей души, но
искренне сокрушающийся о своих
греховных падениях, может твердо
надеяться на неизреченную милость
Божию к себе, помня Христовы слова:
"В доме Отца Моего обителей
много… Я иду приготовить место
Вам" (Ин. 14.2).

С радостью
ожидать "блаженного упования и
явления славы великого Бога и
Спасителя нашего Иисуса Христа"
(Тит. 2.13) зовет нас священная и
спасительная ночь, "святоносного
дня восстания", то есть всеобщего
воскресения во Христе.

В лучах
воссиявшего в эту ночь из гроба для
всего человечества Света Божества
Христова земная жизнь приобрела
новый смысл и глубокое значение.
Она представляет собою поприще для
непрерывного совершенствования.
Чтобы сделать возможным
нравственный рост человека,
Христос Спаситель положил
основание Новому Иерусалиму —
Святой Церкви своей, где через
таинства и иные благодатные
средства верующий может
приобретать все потребное для
жизни и благочестия (2 Петр. 1.3).
Черпая из этой изобильной
сокровищницы разум и ведение, мир и
радость, мы должны достойны быть
звания христианина,
благовествовать Христову истину
прежде всего примером чистой и
богоугодной жизни, созревая для
вечного общения с Богом в будущей
блаженной жизни, утверждая вокруг
себя любовь и мир, мир внутренний и
мир внешний среди людей, любовь —
союз совершенства, который в
нерасторжимом единении должен
сочетать всех людей.

К сожалению,
человеческий разум не в силах
постигнуть таинственное значение
этих событий во всей глубине. Но
очищенные предпасхальным поканием
и молитвою сердца наши способны
воспринимать неизреченную радость,
дарованную нам в трехдневном
Воскресении Христа Жизнедавца.
Святая Церковь призывает
приобщиться к Ней. "Сегодня
всякая тварь веселится и радуется,
ибо Христос воскрес и ад пленен".
"Сей день, его же сотворил
Господь, возрадуемся и
возвеселимся". "Светись,
светись, Новый Иерусалим, слава
Господня на тебе воссияла". В
восторженных ликованиях
пасхального богослужения поистине
дан нам священный залог вечной
радости и блаженства, о котором
вещает нам апостольское
вдохновенное слово: "Не видел
того глаз, не слышало ухо и не
приходило то на сердце человеку,
что приготовил Бог любящим Его" (1
Кор. 2.2).

Христианское
сердце в избытке чувств стремится
поделиться своей радостью со всем
миром. Однако, к сожалению, для
наших сербских братьев по вере
нынешняя пасхальная радость
омрачена страданиями, вызванными
непрекращающимися бомбежками
Югославии войсками НАТО. Этот
многострадальный, трудолюбивый и
гостеприимный народ вот уже
который раз в уходящем столетии
вновь несет тяжелые утраты. И мы,
православные России, глубоко
соболезнуя сербскому народу, до
глубины души возмущены
беспределом, творящимся по вине
оголтелой военщины. Мы обращаемся к
разуму и сердцу руководителей и
народам стран, входящих в
северо-атлантическое сообщество, с
требованием прекратить ведущуюся
агрессию. В основном эти народы
исповедуют христианство. И мы
взываем к их христианской совести,
ибо всякое насилие, а тем более
убийство, есть величайший грех пред
Богом и людьми. Мы глубоко убеждены,
что проблемы, возникшие между
народами, населяющими одну
балканскую страну, могут и должны
быть решены лишь путем переговоров
на основе нравственного начала и
доброй воли ее жителей. В эти
пасхальные дни мы возносим молитвы
Жизнеподателю Господу, Который
есть абсолютная Любовь, о
вразумлении враждующих, о
даровании им мира и благополучия.
пусть радость о Христе Воскресшем и
для них будет светла и беспечальна.

Дорогие отцы,
братья и сестры, от всей души
поздравляю вас с праздником
праздников — Светлым Воскресением
Христовым!

Будем же
беречь пасхальную святую радость. И
бодрствуя над соблюдением своего
сердца в чистоте и верности Христу
Воскресшему, не омрачим ее делами
греха.

"О Пасха
великая и священнейшая. Христос! О
Мудрость, и Слово Божие, и Сила!
Подавай нам истинно Тебя
причащаться в невечернем дне
Царства Твоего". Аминь.

Воистину
Христос Воскресе!

ВАДИМ,
епископ Иркутский и Ангарский.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры