издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Школа чарующих звуков

Школа
чарующих звуков

Александр
ГОЛОСОВ, "Восточно-Сибирская
правда"

Усть-Ордынской
детской музыкальной школе
исполнилось 40 лет. За эти годы школа
приобщила к высокой музыке более
трехсот выпускников. Шли годы,
школа меняла места своего
пребывания, преподавателей и
директоров, но неизменными
оставались три главные правила:
учить музыке детей и музыкально
просвещать их родителей; в кадровой
политике ставка на выпускников
школы; учить и постоянно учиться
преподавателям. Эти правила, уже
ставшие постулатами, были
сформулированы и возведены в ранг
нравственного закона сельской
музыкальной школы в бытность ее
нынешнего директора Светланы
Николаевны Тарасенковой,
работающей в этой школе четверть
века, из них почти пятнадцать лет —
в должности ее руководителя.

Перефразируя
известное выражение об
апостольской миссии поэта в России,
музыкальная школа на селе призвана
быть больше чем просто школярским
заведением, изолированным от
повседневной жизни сельской
глубинки. ДМШ где-то играет роль
сельской филармонии. У
Усть-Ордынской музыкальной —
обширная концертная программа.
Чего стоят отчетные концерты
учащихся! Малыши отчитываются
перед родительской аудиторией,
старшеклассники — перед селянами. В
школе три оркестровых коллектива.
Детский ансамбль бурятских
народных инструментов, ансамбль
преподавателей, играющих на этих же
струнных инструментах, и сборный
оркестр русских народных
инструментов, в котором играют и
преподаватели, и учащиеся.
Особенность этой школы заключается
в том, что она работает на стыке
двух музыкальных культур — русской
и бурятской, что, несомненно,
обогащает. В школе есть четыре
вокальных ансамбля и два хора — для
младших школьников и постарше. С
малышами работает Виктория
Белобородова, продолжая семейную
традицию. Ее мама Нина Михайловна
Белобородова уже много лет
руководит фольклорным ансамблем
"Берегиня" в одной из средних
школ поселка. Юные фольклористы,
кажется, из небытия извлекают,
озвучивают старинные русские
песни, напевы.

День в
"музыкалке" начинается с
учебы… учителей. Проходят
репетиции оркестра и хора
преподавателей, шлифуют
исполнительское мастерство
пианистки Ирина Оборова и Людмила
Жамбалова. На областном конкурсе
"Молодость. Творчество.
Современность" Людмила
Трофимова стала лауреатом. И
поскольку многие преподаватели —
своего рода "многостаночники",
играющие на разных инструментах,
учатся они заочно. Есть среди них в
хорошем смысле фанаты. Лилия
Малгатаева по первой профессии
аккордеонистка, но преподает и
пианино. Для этого поступила в
Иркутское училище искусств на
отделение фортепиано, заканчивает
институт культуры, оркестровое
отделение. Как говорится, сам бог
велит учиться постоянно завучу
школы, домристке Ирине Лазаревой и
директору методкабинета Зинаиде
Тагангаевой, потому как прежде
всего им приходится принимать
коллег на семинары из районных
музыкальных школ округа, а также из
Качуга и Ольхона. Усть-Ордынская
школа для них — базовая.

Казалось бы,
по нынешним временам, когда
задерживают зарплату, берутся
немалые деньги за обучение детей,
дорогие музыкальные инструменты, у
школы должны быть проблемы с
набором учащихся. На деле же все
наоборот. Основной контингент в 125
человек учится на бюджетные
средства. Но кроме них семьдесят
учащихся принимаются на
хозрасчетной основе. Это
первоклассники и дошколята. Они
осваивают ритмику, танцы,
английский язык. Значит, у нынешних
родителей, в массе своей далеко не
богатых, более высокие ценности,
нежели деньги, когда речь заходит о
будущем детей.

— Явление
поистине удивительное, — говорит
Светлана Николаевна. — Родители
очень заинтересованы, чтобы дети
учились музыке, танцам, хорошим
манерам. Сами приводят малышей,
присутствуют на занятиях, смотрят,
слушают.

Мне думается,
что у этого позитивного явления два
главных истока. Во-первых, высокий
авторитет школы. И, во-вторых,
нынешнее время перемен
перекладывает ответственность за
детей с детсада, со школы, с
общества на родителей. Ведь как
раньше многие из нас думали: наше,
родительское, дело — обуть, одеть,
накормить, а ваше — учить и
воспитывать. Чем обернулся для
России такой подход, можно судить
по криминалу.

Надо сказать,
что школа не катается отнюдь как
сыр в масле. Та же задержка
зарплаты, нередко преподаватели
работают за "спасибо", за идею,
не зная выходных. Крышу и полы
ремонтируют на родительские
взносы. Не обновляются инструменты.
Полнейшая неопределенность с
помещением. Школа располагается в
здании бывшего окружкома партии,
которое и по сей день не обрело
собственника. К тому же двумя
этажами выше находятся районный и
окружной суды. Для детского
учреждения соседство
нежелательное. Впрочем, все это
мелочи жизни, которые, к счастью,
для педагогов и учащихся
Усть-Ордынской музыкальной школы
не заслоняют прекрасного явления
жизни, каким является музыка.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры