Пусть ваши дети любят спорт
Пусть
ваши дети любят спорт
Недостаточный
двигательный режим — одна из причин
ослабления здоровья у детей. Я имею
в виду не только то, что дети больше
пользуются транспортом, часами
просиживают у телевизора, но и
недостаточную двигательную
активность в целом. Появился еще
один компонент — компьютер. При
всех его достоинствах детям
компьютер здоровья не прибавляет.
Что же касается детских спортивных
школ и секций, то количество их
недостаточно, и охватывают они, в
основном, так называемых
перспективных детей, от которых
можно ждать рекордов и побед. А
физическая культура необходима для
здоровья всех детей.
Только что
родившийся ребенок владеет
огромным ассортиментом движений,
доставшихся по наследству от наших
далеких предков. Это даже не
движения, полные совершенства и
целеустремленности, а скорее,
зачатки двигательных актов. Все,
чему мы обучаем ребенка,
формируется из того широкого
ассортимента. Невостребованные
способности не развиваются. Так,
примерно к 7—8-месячному возрасту
исчезает способность держаться на
воде, после первого полугодия жизни
перестает обнаруживаться рефлекс
ползания по Бауэру.
Подобная
закономерность продолжает
действовать и позднее. Если,
например, вовремя не научить
ребенка говорить, то он рискует
навсегда остаться немым. Кстати,
учеными доказана зависимость
интеллектуального развития
ребенка от степени его
двигательной активности.
Занимаясь
физическим воспитанием детей
дошкольного возраста в комплексе с
общеразвивающими упражнениями,
следует развивать выносливость —
качество, определяющее состояние
сердечно-сосудистой системы.
Основное средство развития
выносливости — это, конечно, бег.
Оптимальная
нагрузка непрерывного бега для
детей 4-5 лет не должна превышать 400
метров. К 6-летнему возрасту она
резко возрастает и достигает 1000-1500
метров. Такую дистанцию дети
спокойно преодолевают за 8-9 минут.
Учить
ребенка бегать не надо. Он сам
начинает это делать, причем очень
рано — сразу после того, как освоит
ходьбу. Ему даже легче добежать, чем
медленно дойти до нее своими
неуклюжими и неуверенными шажками.
Медицинские
исследования показывают, что даже
нетренированные дети обладают
высоким уровнем потребления
кислорода — этот параметр
считается хорошей мерой
выносливости. В самом деле,
показатели многих 9-10-летних детей
лучше, чем любого тренированного
бегуна на длинные дистанции. Весьма
интересно, что показатели
нетренированных детей так же
высоки, как и у тренированных. Это
доказывает, что выносливость — дар
природы, которым все мы наделены в
детстве и который теряем, когда
становимся взрослыми.
Пока ребенка
не усадили за парту, он должен
двигаться столько, сколько захочет.
Ограничения здесь должны быть
самые минимальные — только
вызванные педагогической
необходимостью, а не излишней
заботой о здоровье ребенка.
Многочисленные
исследования говорят о том, что
ребенок должен час в день
заниматься целенаправленными
физическими упражнениями,
развивать определенные физические
качества — выносливость, быстроту,
ловкость. Правда, жизнь диктует нам
свои законы и далеко не всегда дети
имеют возможность ежедневно
заниматься физкультурой на
школьных уроках или в спортивных
секциях. Даже в дошкольных
учреждениях существующий
двигательный режим лишь на 50-60%
может реализовать естественную
потребность детей в движении.
Положение
спасают самостоятельные
тренировки. Организационная
проблема здесь перерастает уже в
проблему культуры родителей, в то,
насколько они осознали
необходимость занятия
физкультурой для своих детей, как
они сумеют организовать ежедневный
спортивный час своего ребенка. Если
эти истины усвоят родители, то они
сумеют помочь своим детям обрести
надежное здоровье.
Ирина
ПЕСЧАНАЯ, врач-педиатр областного
врачебно-физкультурного
диспансера "Здоровье".