Стратегия Юрия Родионова
Стратегия
Юрия Родионова
Евгений ДЕРКАЧ,
журналист
Новаторами,
пионерами освоения новых
технологий ремонта подвижного
состава называют в железнодорожной
отрасли вагонное депо
Иркутск-Сортировочный. Коллектив
предприятия даже в самые трудные
годы экономического дисбаланса
продолжал наращивать
производственную мощь,
совершенствовать управление и
организацию труда. Приходилось
удивляться, как это удается?
Опыт нашего
вагонное депо признан на сети дорог
России, получил достойную оценку
Министерства путей сообщения.
Сколькими руководителями
ремонтных предприятий,
специалистами МПС он изучался, и,
казалось, познакомившись с
технологиями ремонта вагонов,
восстановлением колесных пар,
применяй у себя. Все оказывалось
сложнее и интереснее. Все здесь
кажется достойным внимания и
изучения: и организация работы, и
отношение к ней людей, а главное —
их стремление не дать развалиться
депо, сэкономить, заработать,
создать больше рабочих мест…
Даже
официальные встречи руководителя
одного из крупных предприятий
области, насчитывающего 1100
работников, Юрием Родионовым
проходят нетрадиционно, то есть без
предупреждений секретаря "ни с
кем не соединять", "очень
занят", "будет через…". К
нему можно запросто войти и так же
выйти. Однако чувствуется, что идут
по неотложным делам. Внешняя
канцелярская благопристойность
давно и прочно уступила здесь место
деловому, напряженному и
ответственному стилю работы. Как
точно заметил главный инженер депо
Ренат Ибятов, "у нас нет времени
терять время".
Родионов
сразу определил тональность
разговора.
— Если вас
интересует выполнение плановых
показателей за прошлый год, то
такие данные подготовит мой
заместитель по ремонту. Я бы не
хотел тратить на это время. Уж очень
затянулось любование объемами, а
сегодня главное — экономика, умение
привить каждому работнику чувство
хозяина.
К уровню 1997
года задание по ремонту составило
109 процентов. Чтобы привлечь
заказчиков, собственников вагонов,
необходимо снижать себестоимость
ремонта подвижного состава. Она
составляет 5687 рублей, или 55
процентов к 1997 году. Руководство
дороги установило план в 21 миллион
489 тысяч рублей. Заработали в
минувший период 24 миллиона 224
тысячи. Качественные параметры
тоже на высоте. Отрадно, что начиная
с декабря в депо, как, впрочем, и на
всей дороге, повышается заработная
плата, при этом производительность
труда опережает этот рост на 110
процентов.
Вспомнились
1982—84 годы, когда на
Восточно-Сибирской, где было
сконцентрировано основное
количество восьмиосных цистерн,
отмечался повышенный износ
колесных пар, и как следствие —
значительное увеличение числа
отцепок по тонкому гребню и
остроконечному накату. Ежемесячно
в ожидании устранения дефекта на
путях простаивало 60-70 вагонов. В
вагонных депо ВСЖД производилась
обточка до 1500 колесных пар в месяц.
Тогда и обратилась служба
вагонного хозяйства к незаслуженно
забытому высокоэффективному
способу наплавки изношенных
гребней. Иркутяне еще и
усовершенствовали (совместно с
учеными ВНИИЖТа и Киевского
института электросварки имени Е.О.
Патона АН Украины) эту технологию. В
итоге наплавленный гребень
оказался прочнее обычного в 4,3 раза.
Вагонный
главк МПС настойчиво рекомендовал
всем дорогам заняться
восстановлением гребней колесных
пар именно в условиях депо. В то
время Юрий Родионов работал
главным инженером службы вагонного
хозяйства и непосредственно
занимался этим вопросом. А чуть
позже продолжил внедрение
экономически выгодного новшества
уже в условиях рынка, будучи
начальником вагонного депо
Иркутск-Сортировочный.
На дороге
создана благоприятная обстановка
для инженерного и организаторского
риска, и это позволило коллективу
вагонного депо совершенствовать
технологию ремонта вагонов,
приобретать новые станки,
опережать время и родственные
предприятия.
Реформы
экономики, а вместе с ними и резкий
спад объемов грузоперевозок, а
значит, и ремонта подвижного
состава заставили руководителей
депо по иному подойти к проблеме
зарабатывания денег, сохранению
кадрового потенциала, конкурентной
борьбе. В депо
Иркутско-Сортировочный едут
заказчики со всех концов области.
Но и подними сейчас цену за ремонт
вагонов — очередь не убавится.
Крупные заказчики — Коршуновский
горно-обогатительный комбинат,
ИркАЗ, Усольский химпром, ангарские
нефтехимики. В ближайшем будущем
коллектив надеется заключать
договоры на ремонт подвижного
состава из других регионов.
— Юрий
Сергеевич, трудная пора для депо
позади. Ваша главная идея — делать
качественный ремонт вагонов,
обеспечивать дорогу
"обновленными" колесными
парами на современной технике и
современными методами —
достигнута. О чем теперь забота?
— Не
захиреть. Захваленные, почивающие
на лаврах специалисты никогда
ничего не создавали. И не создадут.
Признание, с одной стороны, хорошо и
приятно. С другой — опасно. Поддайся
славе — и все пропало, начнется
застой. Поэтому, достигнув цели,
нужно обязательно ставить новую,
более сложную.
И рабочие, и
инженерно-технические работники
часто говорят, что с Родионовым не
так-то просто работать. Но зато
интересно. Тянет огромную ношу,
заставляя и других везти возок.
Позиция руководителя вербует себе
союзников.
— Все ли
могут выдержать отчаянную гонку?
— Не все, —
твердо говорит Юрий Сергеевич. — А
каждых в нашем деле и не должно
быть. Но это не значит, что мы,
совершенствуя ремонт, создавая
современные технологии,
превращаемся в бездушные
механизмы. В коллективе царит дух
творчества, эмоциональный заряд
кадров очень высок. Все подчинено
азартной, вдохновенной работе.
Выживают сильные.
В настоящее
время здесь налаживают ремонт
вагонов для перевозки жидкого пека
ИркАЗу. Уже выделили участок,
технически его оснастили,
опробовали технологию. За ремонт
каждой цистерны алюминщики готовы
платить 80 тысяч рублей, а деповская
себестоимость ремонта одной
единицы обойдется в 20 тысяч рублей.
Выгода очевидна. Нет, не
"пригибают" заказчиков
вагонники, так как на других
заводах это обойдется гораздо
дороже.
Не забывают в
депо и о социальной сфере. Сколько
жилых домов построили —
многоэтажных, с магазинами и
парикмахерскими. Чего стоит
общежитие для молодых семей! А
столовая! В ней можно сытно,
по-домашнему пообедать за 10 рублей.
— Зайдите в
наш здравпункт, — приглашает
Родионов. — У нас отличный
процедурный, зубной кабинеты,
работникам делают массаж. Особенно
заботимся о наших ветеранах,
оказывая им моральную и
материальную поддержку. Самым
необеспеченным ремонтируем
квартиры, устанавливаем телефоны,
выдаем путевки в профилактории.
Депо живет, а не выживает, как
многие предприятия страны,
коллектив уверенно смотрит в
завтрашний день.
От
редакции. Как стало
известно, Юрий Родионов избран на
днях депутатом в Иркутскую
городскую Думу по Ленинскому
избирательному округу. Мы
поздравляем депутата с победой, а
его избирателей — с удачным
выбором.