Паровоз в четвертом измерении
Паровоз
в четвертом измерении
Владимир КИНЩАК,
"Восточно-Сибирская правда"
Я понимаю
мастера, который назвал созданный
им механический шедевр-аттракцион
чудо-часами. На металлических
флюгерах, украшающих макет
железнодорожного вокзала, который
является корпусом часового
механизма, так и написано:
"Русское изобретение
чудо-часы". Когда я увидел их в
хранилище Иркутского областного
краеведческого музея, во мне
проснулось вдруг детское
воспоминание. В Риге, в
историческом музее, мне довелось
побывать на выставке часов. И вот
среди посвященной часам различной
печатной продукции я приметил
афишу начала века, в которой
"почтеннейшая публика, взрослые
и дети" приглашались на выставку,
устроенную "по Купеческой ул.,
дом 17", с тем чтобы увидеть
"новейшее изобретение 19
столетия, результат многолетней
работы часовщика-механика из
Варшавы Гольдфадена, чудо-механизм
"Часы-вокзал", изображающий
поезд с пассажирами…" В той же
афише было описано действие
"чуда": через каждые четверть
часа на станцию приходит поезд,
начальник станции и кондуктор
выходят на платформу, артельщики
бегут с багажом, пассажиры
суетятся, через окно станции видно,
как работает телеграфист, паровоз
заправляется водой, свистки, гудки,
отправление состава…
Помнится, я
тогда спросил у экскурсовода, где
же сами часы. Та огорченно развела
руками: "Неизвестно. Во всяком
случае, в нашем музее их нет."
Мне довелось
посетить музеи часов в Москве,
Ленинграде, Мюнхене и Ангарске. Я
везде невольно искал свое детское,
запавшее в память воспоминание и
вдруг… увидел его в Иркутске.
Главный
хранитель музея Лидия Ивановна
сдернула покрывало, и я сразу понял:
это они…
Вокзальное
здание с башенками и флюгерами,
многочисленные циферблаты с
позолотой, темная бронза, паровоз
на рельсах, фигурки людей… Это было
чудо — детское воспоминание,
ставшее реальностью.
Историю
часов мне рассказала Лидия
Ивановна. В документах "русское
изобретение чудо-часы" впервые
упоминается в 1900 году. В Иркутске
они объявились в 1911 г.: в отчете
Восточно-Сибирского отдела
русского географического общества
за этот год говорится, что госпожой
Кулябко В.Т., вдовой служащего
управления Забайкальской железной
дороги полковника Кулябко,
пожертвованы для музея чудо-часы,
оцененные в тысячу рублей.
И здесь
начинается тайна. Кто такой
Кулябко? Если часы действительно
те, которые описаны в рижской афише
и демонстрировались в конце
прошлого — начале нынешнего века во
многих городах Европы, то как они
оказались в Иркутске? Известно,
впрочем, что часовщик-механик
Гольдфаден, автограф которого,
кстати, обнаружен на механизме
часов экспертами, демонстрировал
свое изобретение в Томске… Но куда
делся он сам и как его детище
оказалось у железнодорожного
служащего — неясно…
88 лет, с 1911
года часы хранились в музее.
Сначала они экспонировались в
одном из музейных залов, затем
стояли в запасниках. А в 1950 году
чудо-часы были выставлены на
всеобщее обозрение в одном из
парков Иркутска. Последняя
демонстрация не улучшила их
состояние. Сейчас часы, как всякая
столетнего возраста вещь,
нуждаются в серьезной реставрации.
Администрация музея намерена
показать единственное в мире
"русское новейшее изобретение 19
столетия" иркутянам, в надежде
что они помогут найти средства для
их восстановления.
Если бы текст
афиши составлял русский
изобретатель, часовщик-механик
Ю.Гольдфаден, в нем было бы
написано:"Сим имею честь
известить почтеннейшую публику,
что мною изобретенные часы
"Вокзал" будут показаны
почтеннейшей публике в г. Иркутске
в первый раз, с 26 марта, ежедневно, в
течение всего трех дней, по ул.
Карла Маркса, в доме N 2. Льщу себя
надеждой, что почтеннейшая публика
не оставит моего объявления без
внимания".