Закон джунглей -- закон чести
Закон
джунглей — закон чести
Не только детей,
но и взрослых приглашает на свой
новый спектакль "Маугли"
Иркутский ТЮЗ
Светлана
МАЗУРОВА, "Восточно-Сибирская
правда"
Спектакль
создал главный режиссер ТЮЗа
Виктор Токарев. Это первая в
Иркутске постановка "Маугли".
Каждый читал в детстве историю
Киплинга, смотрел мультфильм — наш,
советский, или американский, а
возможно, и художественную картину.
Но у тюзовцев совсем другой замысел
и подход. Их история не совсем
привычная, и это более взрослый
вариант. Им не так важно, как растет
Маугли, их интересует Маугли
взрослый. Волчье логово — маленькая
модель человеческого общества.
Среди людей юношу ждут испытания
куда более серьезные, чем в
джунглях…
Размышления
после спектакля
После
спектакля (зрительный зал был
заполнен до отказа, принимали
"Маугли" очень хорошо) мы
беседуем за кулисами с режиссером
Виктором Токаревым и зав. литчастью
Линой Иоффе.
— Мы читали
инсценировки других театров —
специально выписывали их из
Астрахани, Красноярска, Одессы. В
основном все постановки
"Маугли" заканчиваются тем,
что он уходит к людям. У нас так
заканчивается первый акт. Но
"Книга джунглей" — она вся о
Маугли. И нам представлялось очень
важным и любопытным, что с ним
происходило среди людей, на этом мы
и заострили свое внимание и
включили это в инсценировку.
Как это ни
странно, два мира — людей и джунглей
— оказались во многом схожи. Так
задается у Киплинга, у него еще
страшнее: если у нас Маугли просто
возвращается в джунгли, то у
Киплинга, уходя от людей, он
напускает на них наказание —
нашествие джунглей, и люди
вынуждены сниматься с места, в
панике бегут из деревни.
Нам важно
было то, как Маугли проходит через
испытания. Он стал изгнанником в
своей стае, где вырос, он стал
изгоем и среди людей. Ему нигде нет
места, хотя у него есть друзья, мать,
мать-волчица, но общество, в которое
попадает юноша, выталкивает его,
потому что он несет в себе
неприемлемое для него: искренность,
чистоту, он знает закон чести —
закон джунглей и живет по нему.
Мы
определили жанр спектакля как
старую легенда о джунглях и о людях.
В связи с этим — особое
существование артистов на сцене и
особые выразительные средства,
которые не приемлемы для бытовой
пьесы, а здесь составляют органику
произведения.
Основной
темой роли (ее исполняет Михаил
Шлепоченко) является выбор, который
делает Маугли. Важно то, как он его
делает. И если пацаны, подростки в
зрительном зале хотя бы внутренне
одобряют его поступки, это уже
многое значит для нас. Потому что
законы существования детворы на
улице, в школе сегодня строятся, к
сожалению, по иным принципам… На
мой взгляд, это современная тема. И
в процессе подготовки, когда мы
репетировали, рассуждали, что в
театр приходят и Маугли, и волчата,
и бандар-логи, и маленькие
шер-ханчики. Мы видим, как какие-то
важные, сокровенные моменты
"попадают" в них и заставляют
нас верить в то, что еще не все
потеряно.
Вы обратили
внимание, что и в первом, и во втором
действиях в джунглях и в деревне, у
нас заняты практически одни и те же
артисты? То есть, например, серая
масса обезьян — это те же самые
женщины в деревне, которые охают,
ахают, восклицают, но для Маугли-то
они ничего не сделали. А жители
деревни — это те же самые
агрессивные молодые волки, которые
прогнали его из джунглей, а здесь
они переоделись и делают то же
самое — забрасывают его камнями,
бьют, изгоняют. Или Шакал, который
перевоплощается в лучшего
охотника, человека, наделенного
каким-то статусом, уважением… Но
есть еще выше его. Джунгли не
пускают на вершину власти Шер-хана,
все против него, а среди людей этот
же артист перевоплощается в Жреца —
это высший чин, тот, кто руководит,
направляет. Другими словами, среди
дикого населения планеты такой
изощренный злодей не может стать
вожаком, и против него идет борьба,
а среди людей это не только
возможно, а типично. За редким
исключением, раз в тысячу лет, среди
людей появляется такой вожак, как
Акела. Тот, кто стоит на вершине
власти, руководствуясь принципами
справедливости и совести…
Но не все так
черно и печально. Есть мать-волчица,
во втором действии, среди людей, она
же мать Маугли — Мессуа ее играет
заслуженная артистка России Галина
Проценко). Здесь звучит вечная тема
— любви, веры, верности,
самопожертвования со стороны
матери к своему (волчице приемному)
ребенку. Очень трепетная тема и
очень важная. Как и тема дружбы. Не
так часто встречаются у нас друзья,
подобные Багире, Балу…
Инсценировка
сделана по всей "Книге
джунглей" Киплинга, включая и
другие его произведения. Музыку
написал Владимир Соколов,
руководитель Театра пилигримов. Я
считаю, мне повезло, что над
спектаклем работали Владимир
Соколов и Владимир Акулов,
художник, которого Иркутск уже
знает (он оформлял в Музыкальном
театре "Юнону" и "Авось" и
"Иисуса Христа"). Танцы ставила
Анна Куликова, руководитель
ансамбля "Школа современного
танца". Это имя для нашего театра
тоже новое. Надеюсь, что мы будем
сотрудничать и впредь. Драки и
пластические номера ставил Валерий
Шевченко, руководитель Театра
пантомимы.
В спектакле
занято много ребят. Волчат играют
дети и знакомые наших артистов. А
обезьянок — учащиеся нашей (при
театре) детской студии пластики
"Мотылек", руководит ею
Аркадий Велиев. Они работают с нами
уже третий сезон, выходят на сцену в
спектаклях "Каменный цветок",
"Двенадцать месяцев",
"Маугли", а сейчас начались
репетиции новой постановки —
"Руслан и Людмила". Это будет
масштабный поэтический,
музыкальный спектакль.