Фантазии любви под знаком бенефиса
Фантазии
любви под знаком бенефиса
Светлана ЖАРТУН
Когда в один
вечер объединяются премьера
спектакля и бенефис, в театре
рождается особая атмосфера
доверительности, волнения и любви.
Эти чувства волнами переходят от
исполнителей на сцене к публике в
зрительном зале.
Выбрав своей
героиней существо странное,
женщину поступков неординарных,
заслуженная артистка России Тамара
Олейник заявила тем самым на сцене
свое мироощущение, видение жизни,
которую она воспринимает или
которой противостоит. Для нее Мод —
образ реализованной мечты для всех
страдающих от невнимания и
непонимания одиноких сердец.
Режиссер
Сергей Болдырев и актриса Тамара
Олейник делают Мод чуть ирреальной,
похожей на сказочное видение,
которое приходит к герою спектакля
то ли во сне, то ли наяву. В белых
одеждах, элегантных шляпках она
похожа на эльфа, беззаботно
парящего между цветов. Гарольда она
находит тоже не где-нибудь — на
кладбище, сразу переведя его
мрачное настроение
"самоубийцы" в мир
восхитительных фантазий.
Контраст
между настроением юноши Гарольда и
пожилой дамы Мод настолько
очевиден, что режиссер
стремительно проходит мимо него,
стараясь побыстрее закружить
героев вихрем невероятных
поступков, совершаемых Мод. С
помощью художника Александра
Плинта он задает тон прекрасных
иллюзий: на сцене множество
фонарей, похожих на разноцветных
бабочек, которые во время действия
меняют оттенки, создавая атмосферу
призрачности, завораживающей
таинственности.
Бытовые
подробности и поведение конкретных
персонажей в спектакле Сергей
Болдырев показывает как бы через
призму взгляда Мод — они часто
условны, лишены подробных
характеристик, но наивны и милы. Мод
обескураживает и обезоруживает,
заводит в тупик всех, даже
закоренело-черствых людей.
Совсем
земные, реальные герои спектакля —
врачи, полицейские, садовники —
существуют на сцене в предлагаемых
обстоятельствах. (Может быть, в
бенефисный вечер актеры Владимир
Орехов, Анатолий Лацвиев, Евгений
Солонинкин сделали своих
персонажей чуть более
"сказочными", чем требовал
того от них режиссер, но решение
спектакля от этих "плюсов"
стало более зримым и объемным).
Даже мать
Гарольда (актриса Татьяна Фролова),
очень земная дама, зависимая от
мнения общества, тоже
"условна" — она почти манекен,
бездушное существо, выполняющее
долг любви к сыну в рамках, которые
продиктованы ей тем же обществом.
Разными и
непохожими в спектакле стали три
"невесты" Гарольда в
исполнении Марины Елиной. Для
каждой из них она нашла свой точный
психологический жест, свою манеру
поведения, выразительную пластику.
Исключение в
игре воображения Мод составляет
один Гарольд в исполнении актера
Александра Братенкова. Его герой
давно живет в придуманном мире,
только до встречи с Мод цвет его
восприятия был черным — цвет,
определяющий поступки
юноши-вредины, никак не желающего
подчиниться наставлениям своей
заботливой мамочки.
Актеры
Тамара Олейник и Александр
Братенков составили на сцене
замечательный дуэт — образец
сценического партнерства. Во
взаимопонимании, умении слышать и
слушать друг друга их герои стали
единым целым — Мод ведущей игры
фантазии, Гарольд — ведомым,
талантливым и послушным учеником.
Мод раскрывает Гарольда для жизни
прекрасной, возвышенной, учит его
любви как проявлению таланта,
полету большой и чистой души.
Гарольд
ощутил жизнь как несравненный
божественный дар, как добро и свет,
заслуженные им страданиями. А
виновница этих чудесных
превращений — странная Мод, она
приходит и уходит, когда ей
вздумается, но только к тем, кто в ее
появлении нуждается, кто ее
терпеливо ждет.
Тамара
Олейник в спектакле "Гарольд и
Мод" стала персонажем
зазеркалья, песней вечной
молодости, миражом. Мод своей
прекрасной взбалмошностью,
сказочным противостоянием
заземленному быту открыла мир
вдохновения, который может
испытать каждый, стоит только
немного помечтать…
Потом, как и
положено на бенефисе, Тамару
Олейник поздравляли, организовав в
ее честь концерт. Официальные и
неофициальные лица, — все должны
были проявить исполнительский
талант, для нее, для актрисы —
кумира вечера. Стихи читали
начальник отдела искусств комитета
по культуре администрации области
Алексей Худяков, заведующая
управлением культуры городской
администрации Светлана
Домбровская, танцевали
трогательные дракончики из театра
кукол, пели артисты ТЮЗа имени
Вампилова, и за весь музыкальный
театр — Николай Мальцев. Пел
директор Музея декабристов Евгений
Ячменев и ректора государственного
университета.
Между
номерами звучали дорогие для
бенефициантки голоса ее партнеров
по сцене прежних лет — народного
артиста Валерия Алексеева,
заслуженного артиста Юрия Ицкова
из Омска, заслуженной артистки
Антонины Рыбаковой, актеров
Людмилы Темиряевой и Вадима
Лобанова из Санкт-Петербурга,
актера Вячеслава Малинина из
Самары. Было весело, тепло и
душевно. Когда актеры в вечерних
костюмах выстроились в аллею роз,
по которой Тамара Олейник шла легко
и свободно, собирая цветы, стало
торжественно и очень красиво.
Актриса светилась счастьем,
зрители стоя долго и искренне
аплодировали ей…