Стратегия оборонной инициативы
Стратегия
оборонной инициативы
Григорий
ЯВЛИНСКИЙ
Согласно
всем авторитетным анализам,
следующий век будет отмечен
главной угрозой — первую треть,
возможно, две трети, над миром будет
довлеть опасность акций крупного
международного терроризма. Акций,
основанных на использовании
ядерного, может быть, и химического
оружия. Мы утверждаем: без участия
России в создании оборонных систем
— военных и политических —
невозможно обеспечить приемлемый
уровень безопасности граждан. Ни в
нашей стране, ни в Европе, ни в
Америке. С этого ключевого вопроса,
на наш взгляд, нужно начинать все
серьезные обсуждения проблем
оборонной и внешней политики.
(Из
программы "Россия ХХI века")
Мы уже
знакомили читателей с тезисами
этой программы "Яблока".
Сегодня хотел бы развить одно из ее
положений.
В 1972 году
СССР и США подписали так называемый
договор по ПРО — о том, что ни одна
из сторон не создает систему
противоракетной обороны,
призванную отразить удар ядерного
потенциала другой стороны. Среди
многих причин отметим две наиболее
существенные. Во-первых, надежно
закрыться от стратегического
потенциала крупнейшей державы не
реально. Во-вторых, наиболее
разумная защита в том, чтобы та и
другая сторона вынуждены были ни
при каких условиях не начинать
ядерную войну. Потому что нет
возможности выйти из нее без
безумного ущерба для себя.
Известная "концепция
сдерживания", как видим, до сих
пор оправдывалась.
Но сегодня
возникает совершенно новая
ситуация. Становятся вероятными
одиночные террористические
ядерные удары. Понятно, почему в
Соединенных Штатах заговорили о
"нестратегической ПРО". Если
только оборонная часть их годового
бюджета более чем в десять раз
превосходит общий объем нашего, то
надо признать: для американцев
вполне реально создать систему,
способную перехватить одну,
десяток, а может, и больше
выпущенных террористами ракет.
Некоторые
наши военные и политики реагируют
на это, с моей точки зрения,
совершенно неадекватно. Начинается
истерика вокруг нарушения
"баланса сил", звучат
намерения делать такие ракеты,
которые пробьют любую оборону. Нас
призывают, словом, сломя голову
бежать в другую сторону.
Какая-то
бессмыслица. Ведь если даже вступят
в силу договоренности по СНВ-2, то у
каждой стороны останется по тысяче
ядерных боеголовок. Допустим,
только половина из них посыплется
на чью-то территорию — какая
противоракетная оборона сможет
закрыть от этого града? Что,
американцы не понимают этого? Или
мы сами столь недалеки, что
полагаем возможным при нынешнем
состоянии экономики начинать
соревнование "ракеты против
ПРО"?
Надо же
исходить из реальных вещей. В
частности, из того, что опасность
ядерного терроризма действительно
существует и со временем
усиливается. Что это опасность — не
только для Америки, но и для Европы,
в том числе для нас с вами. Что
ответный ядерный удар, который
немедленно могут осуществить
Великобритания, Франция или Россия,
ничего уже не поправит, если хоть
одна террористическая ракета
донесет заряд до цели. Что мы
поэтому не меньше других
заинтересованы в "зонтике",
закрывающем Европу.
Такой
"зонтик" — по чисто
географическим обстоятельствам —
нельзя поднять над Европой, не
закрыв им и половину России. Это
дает нам шанс принять полноправное
участие в создании системы
общеевропейской безопасности.
С точки
зрения экономической такое участие
может оказаться не только не
обременительным, но и очень
выгодным. Мы уже располагаем
ракетами С-300 и техническими
системами, которые далеко впереди
по сравнению со всем, что делают в
Европе. Российские ракеты гораздо
лучше и производимых в Америке
"Пэтриотов". Иначе говоря, мы
имеем все основания претендовать
на то, чтобы европейская защита
строилась на нашей технике.
А это
означало бы, что у наших заводов и
КБ заказы будут минимум на четверть
века. Следствия отсюда очевидны.
Поднимутся с колен заводы
военно-промышленного комплекса и
конструкторские бюро —
следовательно, потребуются новые
специалисты из
научно-исследовательских
институтов. Те дадут новый заказ
вузам. Вузы потребуют нового
качества обучения в школах. Это и
есть возрождение
интеллектуального потенциала
страны, без чего невозможно вывести
из кризиса всю нашу экономику.
По поводу
такого проекта слышали лишь одно
резонное сомнение: "зонтик"
прикроет половину России. Как быть
с остальной частью? Это означает
только одно: такие же переговоры
надо вести и с азиатскими странами.
В первую очередь с Японией,
заинтересованность которой в
защите, думается, ничуть не меньше.
Мое
обсуждение этих вопросов, в
частности, с руководителем
государственного департамента США
Мадлен Олбрайт в Москве, на
многочисленных встречах в Давосе
показывает: партнеры видят тут
перспективы. Дело сейчас за
российской стороной, которая
должна продемонстрировать, что ее
стратегическая оборонная
инициатива строится с учетом всех
политических, экономических и
военных реалий.