издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Кому достанется наше золото?

Кому
достанется наше золото?

Вера САВЧУК,
депутат Государственной Думы ФС РФ,
председатель подкомитета по
драгоценным металлам и драгоценным
камням

По итогам 1998
года коммерческие банки
прокредитовали и закупили более 90
тонн золота, то есть свыше 80% от его
общего производства. Нынче Гохран
отказывает коммерческим банкам в
регистрации договоров, одним из
условий которых является
кредитование предприятий. Сам он
тоже не авансирует предприятия под
добычу текущего года.

В результате
на начало февраля в
золотодобывающей отрасли
сложилась критическая ситуация,
грозящая срывом предстоящего
промывочного сезона.

Причиной
задержки регистрации договоров
является попытка Гохрана России
внедрить схему кредитования
золотодобычи путем выпуска золотых
сертификатов в соответствии с
Постановлением Правительства
Российской Федерации от 27 июля 1998
года N 861 "О генеральных условиях
эмиссии и обращения
государственных облигаций,
погашаемых золотом". Эта схема в
виде вексельного кредитования уже
осуществлялась в золотой отрасли в
1997 году, но, кроме финансовых
потерь, ничего не принесла. Ни
сертификаты, ни векселя стоящих
перед отраслью проблем не решают,
так как недропользователи вместо
"живых" денег получают
бумажные суррогаты.

И все же
Гохран активно начал работу по
размещению золотых сертификатов в
зарубежные банки.

О своей
готовности участвовать в этом
проекте заявили Европейский банк
реконструкции и развития ($ 150 млн.) и
немецкий банк West LB ($ 300 млн.) — всего
примерно под 50 т золота. Процентная
ставка по кредитам, предоставление
которых предполагается
осуществлять через российский
филиал Республиканского
национального банка Нью-Йорка,
может составлять 100-110% годовых (в
рублевом исчислении и с учетом
инфляции), что губительно для
отрасли. Выпуск и размещение
золотых сертификатов среди
нерезидентов не только увеличат
внешний долг России и сократят
золотовалютные резервы, но и в
конечном итоге будут
способствовать добровольной
передаче нашей золотодобывающей
отрасли в руки иностранных банков
за бесценок.

Центральный
банк РФ предложил финансовую
поддержку недропользователей
путем закупки добываемых в России
драгоценных металлов по договорам
комиссии через Сбербанк России и
Внешторгбанк (указанными банками в
1998 году было закуплено около 30%
золота). При этом предполагается,
что авансирование будет
осуществляться путем выделения
соответствующих кредитов
субъектам добычи, а необходимая
кредитная поддержка
уполномоченным банкам будет
обеспечена Банком России.

Однако
предложения Банка России не могут
быть осуществлены в случае выпуска
Минфином золотых сертификатов, так
как обязательствами по этим
проектам выступают одни и те же
объемы золота, что увеличивает риск
непоставки металла в резервы Банка
России.

Поддерживая
инициативу банка России, Совет
Федерации выступил с
законодательной инициативой о
внесении дополнений в статью 45
Федерального закона "О
Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)",
предоставляющих ему право покупать
драгоценные металлы
непосредственно у субъектов их
добычи и производства. И это весьма
своевременно.

Необходимо
принять все меры, чтобы не
допустить распродажи национальных
богатств России иностранным
банкам, отменить постановление
правительства Кириенко от 27 июля 1998
года N 861 о выпуске золотых
сертификатов, а также поддержать
схему финансовой помощи
недропользователям, предложенную
банком России и Советом Федерации
ФС РФ о прямой закупке им всего
объема отечественного золота.

Это будет
способствовать увеличению
потребления драгоценных металлов
на внутреннем рынке ювелирной
промышленностью.

Последняя в
результате либерализации рынка,
введения акцизов и НДС, потеряла
свои оборотные средства и
значительно сократила объемы
производства. Потребление золота
ювелирной промышленностью России
уменьшилось более чем в 2,5 раза и с
1994 г. составляет всего 8—10 тонн
золота (при годовой добыче 123-125 тонн
золота).

Между тем,
такие страны, как Италия, не имеющая
собственной добычи золота,
ежегодно потребляет 500 т золота и
экспортирует 306 т ювелирных
изделий. Американские
производители ювелирных изделий
затрачивают ежегодно 159 т золота.
Примечателен в этом отношении опыт
Китая, увеличившего объем
используемого в ювелирном
производстве золота с 26 тонн в 1989
году до 208 т в 1996 году при
собственной добыче 120 тонн.

Россия могла
бы ежегодно использовать для
изготовления ювелирных изделий не
менее 80 т золота, добытого на ее
территории. Да, это предметы
роскоши, но это и занятость
населения, доходная часть бюджета,
сохранение традиций мастерства
ювелиров, передаваемых из
поколения в поколение. У нас
имеются целые регионы, где люди на
протяжении веков занимаются этим
ремеслом.

Заметно
снизилось производство ювелирных
изделий с бриллиантами. Ювелирная
промышленность имеет возможность
потреблять ежегодно более 100 тыс.
карат бриллиантов — это мощный
стимул развития гранильной
промышленности, что создаст
рабочие места и сохранит
выококвалифицированных
специалистов.

При
действующей налоговой системе цены
на российские ювелирные изделия из
золота в расчете на один грамм в 1,5-2
раза выше европейских. Поэтому
введенная на импортные ювелирные
изделия ставка пошлины в размере 30%
ни в коей мере не обеспечивает
защиту отечественных
товаропроизводителей. Государство
обязано создать хотя бы равные
условия хозяйствования для
отечественных и зарубежных
производителей. И тогда в Россию не
будут поступать дешевые
низкокачественные ювелирные
изделия, значительная часть
которых проникает на рынок
контрабандой, легализуется
свободным клеймением в
государственных пробирных
инспекциях. По экспертным оценкам,
объемы теневого и социального
импорта ювелирных изделий в 2 раза
превышают объемы внутреннего
производства.

Следует
рассмотреть вопрос и об
освобождении от налога на
добавленную стоимость оборотов по
реализации драгоценных металлов в
слитках и полуфабрикатах
предприятиям, производящим
ювелирные изделия. Бюджет будет
получать НДС не от продавцов сырья
после его продажи
покупателям-производителям, а от
реализации последними ювелирных
изделий, изготовленных из этого
сырья.

Есть смысл
также отказаться от акциза в пользу
налога с продаж. Введение в России
налога с продаж, который, как и
акциз, в основном поступает в
местные бюджеты, позволяет не
только компенсировать возможные
при этом потери, но и увеличить
поступления в бюджеты всех уровней
за счет обложения налогом с продаж
всей продукции, реализуемой
розничными торгующими
организациями. Налог с продаж — это
гибкий финансовый инструмент. Его
величина устанавливается местными
органами власти и может оперативно
регулироваться. Кроме того,
торгующие организации, изменяя
торговую надбавку, могут влиять на
конечную стоимость продукции.

Все эти меры
будут способствовать выводу из
кризиса промышленности по добыче
драгоценных металлов, принесут
больше пользы стране.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры