"Петляковы" против "юнкерсов"
"Петляковы"
против "юнкерсов"
Лев ГУДАН,
журналист
Эта фраза —
"Петляковы" против
"юнкерсов" — из моего старого
журналистского блокнота. Так
коротко сформулировал я содержание
того боевого эпизода, о котором
поведал мне Герой Советского Союза
Федор Кузьмич Фак, вышедший в
отставку в звании подполковника
авиации и работавший в то время в
Иркутском аэропорту. А рядом с этой
фразой я вывел тогда жирный знак
вопроса. Значит, засомневался:
могло ли такое быть?
Дело в том,
что "петляковы" — это
фронтовые пикирующие
бомбардировщики Пе-2, такое же
боевое назначение и у
"юнкерсов" — самолетов Ю-87.
Словом, это тяжелые машины, берущие
значительную бомбовую нагрузку и
имеющие довольно большой радиус
действия благодаря вместительным
бакам с горючим. Оба самолета были
неплохо вооружены: Ю-87 имел четыре
пулемета, а Пе-2 на один больше. Но в
чем значительно превосходил наш
бомбардировщик немецкий, так это в
скорости. Он мог делать 540 км/час, в
то время как для Ю-87 пределом были 310
км.
Таким
образом, эти машины не были
рассчитаны на воздушный бой, тем
более друг с другом. Но именно об
этом рассказал Федор Кузьмич. При
всем уважении к нему я засомневался
в его воспоминаниях, потому что не
раз убеждался: нельзя принимать на
веру все то, что рассказывается по
памяти. Память человеческая
причудлива и несовершенна, она
может привести к серьезным ошибкам.
Обязательно нужны подтверждающие
документы.
Теперь я
убедился: все, что рассказал Федор
Кузьмич, истинная правда, нашедшая
подтверждение и в архивных
материалах, и в свидетельствах
участников. Такой беспримерный в
истории авиации воздушный бой
состоялся летом 1943 года в небе над
Украиной. Вот как это произошло.
… Самолеты
приближались к железнодорожной
станции, где находилось большое
скопление эшелонов противника.
Штурман комадира дивизии майор Фак
доложил о подходе к цели.
Здесь строй
бомбардировщиков был встречен
яростным огнем фашистских зениток,
разрывы снарядов, казалось, встали
в воздухе сплошной стеной. Однако
Пе-2 в четком строю вышли на боевой
курс.
— В атаку! —
отдал команду комдив И.С. Полбин.
Вслед за ним
в пике устремились самолеты
ведомых. Серия бомб точно легла на
железнодорожные пути и здание
станции. Взлетел на воздух склад с
боеприпасами, загорелись два
эшелона, вспыхнули автомашины на
грузовой площадке…
Они нанесли
удар и по соседней станции, на путях
которой увидели много военной
техники и составов с горючим.
Боевая
задача была успешно выполнена. Пе-2
взяли курс на свой аэродром. А через
пару минут раздался голос штурмана:
— Командир!
Справа по курсу, чуть ниже, —
"юнкерсы"!
Действительно,
на своей высоте в кильватерной
колонне шли на восток 18 самолетов
Ю-87. Внимательно оглядевшись,
Полбин заметил, что его группа
находится над вражеским
аэродромом. На нем подруливала к
старту еще одна группа Ю-87. Что
делать?
Полбин решил
не упускать возможности ударить по
врагу. Он подал команду:
"Внимание! За мной в атаку!" — и
резким доворотом в сторону
противника, наращивая скорость,
пошел на сближение.
Забегая
вперед, скажу, что генерал Полбин
погибнет, став Героем Советского
Союза и командиром авиакорпуса, в
самом начале победного сорок
пятого года. Уже после его смерти
выйдет написанная им небольшая
книжка под названием "Боевое
применение пикирущей
бомбардировочной авиации". В ней
упомянет Иван Семенович и о том
беспримерном эпизоде, когда
ведомые им "петляковы" напали
на "юнкерсов".
"Молниеносно
сократилось расстояние между нами,
— писал Полбин. — Заметив
преследование, противник, теряя
боевой порядок, пытался мелкими
группами уйти от нас. Но сказалось
наше преимущество в скорости. С
дистанции в 80 метров я дал первую
очередь. "Юнкерс" вспыхнул и
камнем пошел вниз. Это окрылило
меня и моих подчиненных.
В это время
часть экипажей занялась штурмовкой
аэродрома и подожгла два немецких
самолета. Почти одновременно
удачными атаками сбили по одному
Ю-87 гвардии лейтенант Плотников и
стрелок-радист Серебрянский.
Группа Ю-87,
находившаяся в воздухе, под
воздействием наших атак потеряла
управление и в панике стала
сбрасывать бомбы в районе своего
аэродрома. Самолеты противника,
продолжавшие взлетать,
атаковывались "петляковыми" и,
бросая бомбы, метались в поисках
спасения.
В результате
группа моих пикировщиков
уничтожила 6 самолетов Ю-87 и сорвала
задуманный немцами вылет на
бомбардировку наших войск".
Как
рассказывал Фак, Полбин не на
словах, а на деле учил бить врага
везде, используя для этого каждую
возможность. Он был летчиком
чкаловского типа и в самой сложной
обстановке действовал смело,
решительно и хладнокровно.
— Я счастлив,
— говорил Федор Кузьмич, — что мне
довелось летать с таким командиром,
как Иван Семенович Полбин, ставший
после войны дважды Героем.