издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Музей должен оставаться музеем..."

Людмила
КОЛЕСНИК:

"Музей
должен оставаться музеем…"

Эта
мысль была главной в беседе
директора Иркутского областного
краеведческого музея Людмилы
Михайловны КОЛЕСНИК с нашим
специальным корреспондентом
Владимиром КИНЩАКОМ.


Людмила Михайловна, ваш музей самый
большой и самый, если так можно
сказать, близкий к жителям нашей
области — об этом говорит само
слово "краеведческий". Как
пережили музейные работники год
прошедший и чего вы ждете от года
нового?

— Мне не
нравятся слова "выживать",
"переживать". Несмотря на
финансовые трудности в стране,
области и у каждого из нас, музей не
выживал, а жил полноценной жизнью.

Цифры —
лучшее тому подтверждение: 208 тысяч
посетителей, 19 новых выставок, две
из которых были передвижными — по
городам области. Считаю нашим
большим успехом строительство двух
районных музеев. Это Ольхонский
краеведческий музей имени Н.М.
Ревякина, его основателя, и
Куйтунский краеведческий музей.

— Музей —
это его содержимое, его коллекции…
Удалось ли вам за прошедший год
стать богаче?

— Мы стали
богаче, а значит, и интереснее для
посетитетелей, на 4044 предмета —
единиц хранения, на языке музейных
работников.

— Откуда
столько? Ведь все денег стоит, а у
вас их на зарплату не хватает.

— Это в
основном не покупки, а результат
работы наших сотрудников с
населением. Мы беседуем с
владельцами коллекций, хозяевами
ценных, с музейной точки зрения,
предметов, и люди, а это чаще всего
очень интеллигентные люди, идут нам
навстречу.

Очень
интересный и трогательный случай
произошел 17 декабря, в день
рождения музея (нам 216 лет
исполнилось). Пришел иркутянин и
подарил великолепную дорогую шашку
1877 года, с вензелями Александра I на
клинке и эфесе. очень хорошей
сохранности… Несколько лет назад
этот человек и его брат участвовали
в ремонте старого деревянного дома
в центре Иркутска. Когда братья
разбирали крышу, под одной из балок
они обнаружили эту шашку,
завернутую в белую ткань.

— Какие
были еще интересные приобретения?

— Ну,
например, коллекция документов
иркутского журналиста и художника,
участника Отечественной войны Э.
Бокмельдера. Спасибо его вдове. Она
живет в Прибалтике, и у нас очень
теплые отношения.

А вот еще
одно необычное поступление — семья
иркутян передала в музей
фотографии конца 19 века.

— Помню,
в прошлом году, на масленицу, я был в
Спасской церкви. Там сотрудники
выставочного отдела устроили для
детей чудесный спектакль. Впрочем ,
действо, в котором приняли участие
и сами зрители, грех называть
спектаклем. Это был праздник и
великолепно поставленный урок
народных традиций одновременно…
Это было разовое мероприятие,
эксперимент или у этой затеи
имеется продолжение?

— Имеется.
Выставочный отдел нашел удачную
форму работы с детьми из школ,
детских домов и садов. Дети
приходят в музей на экскурсию, а
попадают на праздник. Режиссеры,
сценаристы и актеры — сотрудники
музея. Театрализованные
фольклорные представления, на
которых дети (и не только дети)
знакомятся с традициями, духовной
культурой, православными обрядами,
подготовлены на масленицу, Светлое
Христово Воскресение, зеленые
святки и другие традиционные
российские праздники.

Я считаю, что
очень хорошо поработал в этом
направлении и отдел истории. Они
поставили великолепную
экскурсию-игру "Елка в старом
замке".

Музейный
экспонат не должен пылиться в
витрине мертвым предметом
Сотрудники всех наших восьми
отделов это хорошо понимают.
Поэтому наши "единицы
хранения" живут и работают на
воспитание, на возрождение
традиций, народной памяти. И я не
хотела бы выделять какой-то один из
отделов — хорошо поработали все в
одну копилку…

— Коли вы
заговорили о копилке, то
расскажите, как музей расходует
заработанные деньги.

— Это можно
определить одним словом — "на
развитие". Приобретение
экспонатов, уход за ними,
обеспечение их сохранности,
реставрация, издательская
деятельность… Не говорю уже о том,
что вызывает постоянную головную
боль, — содержание зданий, которые
требуют где косметического, а где и
капитального ремонта, их охрана.

— А разве
государственный музей охраняет не
государство?

— Мы
бюджетная организация, и, конечно,
область нас финансирует — на
зарплату, оплату коммунальных
услуг, электроэнергии и связи.

На
руководство нам грех жаловаться.
Областная администрация не
забывает, что в области есть
краеведческий музей.

Не кто иной,
как Борис Александрович Говорин,
выделил очень крупную сумму денег
на реставрацию ценного рояля и
фортепьяно. Эти инструменты
принадлежали графине Волконской.
Сейчас их восстанавливают
питерские мастера.

Жизнь
тяжелая, но наши сотрудники
умудряются еще и наукой заниматься,
даже в научных конференциях
участвуют.


Планируете ли вы что-нибудь
особенное в новом году?

— Год сам за
нас планирует. Музей ни в коем
случае не пройдет мимо такого
события, как день рождения Пушкина
— Александру Сергеевичу
исполняется в этом году 200 лет. А еще
это будет год подготовки к 2000-летию
дня Рождества Христова.

Будет
обязательная работа с территориями
области — передвижной музей,
выставки с использованием
материалов из нашего фонда. Не
забудем мы и детские лагеря отдыха.

Я очень
рассчитываю, что в этом году мы
завершим подготовку к
строительству экспозиции отдела
природы на улице К.Маркса,11. Хотим
построить ее в 2000 году.

Отдел
природы — один из самых популярных
и привлекательных, особенно для
детей. В прошлом году его посетили 35
тысяч человек. Конечно же, он должен
работать полноценно, и комитет по
культуре нас в этом поддерживает.

— Когда я
захожу в музей, то смотрю первым
делом на те книги, буклеты,
открытки, которые можно купить в
музейном ларьке. Что вы издали в
последнее время?

— Во-первых,
мы продолжаем издавать
"Краеведческие записки". Этому
уникальному ежегоднику почти 100
лет. Затем мы выпустили очень
интересную книгу — "Денежные
знаки Иркутской области".


Людмила Михайловна, а вы лично
удовлетворены тем, как музей прожил
1998 год и тем, как он живет сейчас?

— Считаю, что
наш музей нашел свою нишу в
культурной жизни Восточной Сибири
как один из главных ее носителей. И
как бы ни было тяжело, как бы ни
хотелось заработать на чем-нибудь
зрелищном, очаг культуры нельзя
превращать ни в балаган, ни в
паноптикум. Музей должен
оставаться музеем. Надеюсь, что нам
это удается.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры