издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Тысяча и один километр будничной работы

Тысяча
и один километр будничной работы

Сергей БЕРГ,
Евгений БЫКОВ (фото),
"Восточно-Сибирская правда"

Те жители
Приангарья, кому частенько
доводилось ездить на иркутских (это
важное уточнение) поездах дальнего
следования, наверняка сразу
ответят на вопрос: чем отличалось
путешествие по "железке" в 94
году от поездки, состоявшейся,
предположим, в 98-м…

Для тех, кто
не в курсе: последние годы
пассажиры иркутских фирменных и
обычных поездов находятся под
охраной милиции… Причем защитники
правопорядка присутствуют в поезде
постоянно — от начала до конца пути.
Раньше же железную дорогу
обслуживали сотрудники многих
ЛОВД. Поезд, как эстафетная палочка,
переходил из рук в руки. Новый наряд
не успевал оценить обстановку и
вычислить подозрительных
путешественников. А последних было
немало…

Отдельная
рота по сопровождению пассажирских
поездов при Восточно-Сибирском
управлениии внутренних дел на
транспорте была создана в 1995 году.
Под ее опекой четыре поезда зимой и
шесть — летом. Естественно, это не
все составы, следующие через
Иркутск, — просто наши милиционеры
отвечают только за те поезда, что
формируются в областном центре.

Наряд,
которому выпал поезд до Москвы (или
до Адлера, Симферополя), готовится к
долгому путешествию. Например, в
вагоне скорого "Иркутск —
Москва" стражам порядка придется
прожить 7 дней — столько времени
занимает дорога туда и обратно.
Самый короткий маршрут (но отнюдь
не самый легкий) "Иркутск —
Наушки" — всего сутки с
половиной.

Когда я стал
расспрашивать командира роты
старшего лейтенанта Владимира
Трошкова и его коллег, каково им
было ездить в поездах образца 95
года (когда их служба только
начиналась), мои собеседники
повеселели и предались приятным
воспоминаниям. Оказалось, что еще
три года назад ныне благополучный
поезд "Иркутск — Москва" был не
вполне законопослушным.

Помните
фильм "Криминальный талант"?
Главная героиня — воплощение мечты
любого зрелого мужчины —
знакомилась в ресторане с
каким-нибудь одиноким и жаждущим
тепла субъектом. Во время ужина она
подсыпала ему в бокал со спиртным
сильнодействующее снотворное…
Короче говоря, поклонник
прекрасной дамы просыпался
следующим утром на скамейке в
безымянном скверике. Ощупав
карманы, он приходил к мысли, что
его нынешнее финансовое положение
не позволяет заплатить даже за
проезд в трамвае.

Точно так же
грабили и пассажиров скорого
поезда до Москвы. Стоит лишь
уточнить, что начинались подобные
шоу в вагоне-ресторане.

Милиционеры,
заступив на вахту, быстро вычислили
и вычистили девиц, работавших в
столь оригинальном жанре. Найти их
было просто. Если дама, взяв бутылку
шампанского (и ничего больше),
часами сидит за столиком
вагона-ресторана — дело ясное…
Этих гражданок ласково называли
"клофелинщицами" (от названия
снадобья, которым они
пользовались).

Одновременно
со жрицами любви сошли с дистанции
и профессиональные картежники.
Шулеров стражи порядка окрестили
"формой N36" ( первое слово —
милицейский канцеляризм, ну а 36, как
можно догадаться, число карт в
колоде). Обычно в поезд грузилась
группа мошенников. Картежники
быстро находили скучающих
пассажиров и предлагали им сыграть
"на интерес". Естественно,
удача в этот день постоянно
сопутствовала шулерам.

Переходя в
поисках новых клиентов из вагона в
вагон, "профессионалы" рано
или поздно попадали в поле зрения
наряда. Пообщавшись с милицией,
специалисты в области азартных игр
приходили к выводу, что на их
сладкой жизни поставлен жирный
крест.

Тогда, в 95-м,
чистка вагонов была весьма
результативной. Через несколько
месяцев шулеры уже не садились в
охраняемые милицией поезда.

Сопровождающие
быстро успокоили и пассажиров, что
любили принять на грудь и от души
побуянить. В общем, в фирменном
поезде постепенно воцарились мир и
спокойствие… Такие же перемены
произошли и в других
"подшефных" поездах.

Впрочем,
жизнь милиционеров на колесах все
равно не назовешь безоблачной. Как
пример — разборка, что произошла в
Усть-Илимске в декабре прошлого
года. В поезд организованно
погрузилась команда призывников,
которую сопровождали офицеры.
Будущие солдаты вели себя хорошо,
чего не скажешь о большой компании
провожающих. Они, в очередной раз
приняв на грудь, решили задержать
состав и расположились… на
рельсах. Требовали продолжения
банкета.

Двое
милиционеров роты сопровождения
посоветовали хулиганам освободить
проезжую часть. Те решили
подраться. Одному из стражей
пришлось несколько раз выстрелить
в воздух из табельного пистолета. В
конце концов наряд вступил в
рукопашную с дебоширом,
вооруженным ножом… К счастью,
выяснение отношений обошлось без
большой крови.

Роте
сопровождения есть чем
похвастаться. Из 89 преступлений,
совершенных в "их" поездах в 1998
году (кражи, незаконный провоз
оружия, наркотики), раскрыто 86.
Добычей милиционеров стали 52
килограмма "наркоты" (гашиш,
марихуана и т.д.) Сопровождающие
задержали 51 перевозчика
"дури", еще шестерых взяли
оперативники разных ЛОВД.

Кто-то из
читателей может решить, что работа
у нарядов не пыльная. А что: сидят в
теплом вагоне, катаются по стране.
Летом — южный поезд везет их к
черноморским пляжам. Не жизнь —
малина!

Но из
рассказа сержанта милиции
Александра Данилова (один из лучших
в роте сопровождения пассажирских
поездов, специализируется на
борьбе с ворами) я понял, что эта
картина сладкой жизни — увы, для
сотрудника лишь недостижимая
мечта. Реальность такова: перед
интервью со мной он только что
сошел с поезда, в котором провел
сутки с половиной. Поспать ему
удалось всего минут сорок. Все
остальное время он и напарник
занимались
оперативно-профилактической
работой.

Кормят
милиционеров, между прочим, только
в фирменном поезде "Иркутск —
Москва", и то меню на день
"укладывается" в 22 рубля.

Милиционер
роты одновременно выполняет
функции участкового, охранника и
оперативника. Иногда ему
приходится чуть ли не одновременно
следить за порядком, уговаривать
"сеющих смуту" успокоиться
по-хорошему, и идти по следам
вагонного вора, который умыкнул
набитый ценными вещами чемодан.

Кстати, об
отдыхе на пляже. Что в Москве, что в
Симферополе поезд стоит недолго —
5-6 часов. И пока вагоны пусты,
милиционеры крепко спят… Так что
для них южный город — не курорт, а
всего лишь конечная станция.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры