издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Открытый урок

Открытый
урок

Элла КЛИМОВА,
"Восточно-Сибирская правда"

Совещание
заместителей глав местного
самоуправления по социальным
вопросам, прошедшее на минувшей
неделе в Слюдянском районе, закрыло
собою январь. На повестке
проведенного двухдневного
"круглого стола" единственный
вопрос был сформулирован сухо:
"Совершенствование и
координация деятельности структур
социальной сферы".

Как бы под
стать тем скучным чернильным
"галочкам", которыми обычно со
вздохом облегчения отмечаются во
всевозможных отчетах проведенные в
обязательном порядке
"мероприятия". Но встреча, о
которой, как мне кажется, есть
необходимость рассказать, была
абсолютно лишена формализма.
Раскованность в обмене мыслями, не
подпадающая под заранее
составленный протокол свобода
общения вывели ее за привычные
рамки, заставив обратить внимание
на главное. А именно: в нынешних
чрезвычайных обстоятельствах,
когда, увы, со вздохом облегчения
воспринимается информация об
идущей в Приангарье гуманитарной
помощи из Норвегии и Америки, очень
нужно искать всем вместе и находить
свои решения насущной задачи: как
выжить? Как выжить, сохранив
надежду на завтрашний день, отводя
угрозу физического и нравственного
распада от детства и отрочества?
Так уж получилось само собою: о чем
бы ни заходила речь — о подготовке
ли педагогических кадров, о
массовом спорте, о социальном ли
страховании, состоянии сельских
библиотек и клубов, не ахти каких
возможностях социальной службы или
балансирующем на грани
здравоохранении, все в конце концов
сводилось к самому важному.— Как
сберечь сохранив для будущего, тех,
кому это будущее принадлежит?

Тут нужно
заметить, что в Слюдянском районе,
принявшем заместителей глав
администраций из Ербогачена,
Жигалова, Киренска, Шелехова,
Ангарска, Иркутского района,
готовясь к ответственной встрече,
избежали привычного соблазна —
"потемкинские деревни"
хозяева не строили. Показывали
честно, что у них есть: и
подростковую биржу труда, и
социально-реабилитационные центры
для беспризорных ребятишек, и
детские сады, школы-интернаты и
больницы. Я видела, с каким острым
интересом, даже белой завистью,
Ирина Владимировна Еловская
слушала работников этой самой
подростковой биржи, собирающей под
свое крыло вот уже несколько лет
ребят и предоставляющей именно им,
четырнадцати-пятнадцатилетним
возможность немного заработать.
Ирину Владимировну понять можно: в
отдаленной от Иркутска, тем более
от Байкальска, на полторы тысячи
километров Катанге потребность
занять ребят, и не только их, но и
уже простившихся с детством
молодых людей, очень остра. Найти
заделье в соседних районах, как это
иногда получается на юге, на западе
Приангарья, в селах далекой Катанги
фактически невозможно. Нужно
искать и что-то создавать в самом
Ербогачене. Как и что создавать, ей
подсказали в Байкальске.

(Окончание на
2 стр.).

(Окончание.
Нач. на 1 стр.).

Я слышала,
как дотошно расспрашивала Матрена
Михайловна Алагуева работников
городского музея о том, как удается
им "выбивать" средства, чтобы
он в Байкальске все-таки жил, был не
просто отмеченной в смете расходов
муниципального бюджета
"культурной единицей", но
средоточием духовного бытия,
хранителем памяти города, чья
непростая биография только
начинается. Матрена Михайловна
Алагуева там у себя, в Ольхонском
районе, опекает школьные музеи
(скажите, много ли в местных
администрациях ответственных
работников, выкраивающих время на
подобные "мелочи"?), и она
убеждена в том, что краеведение, как
мало что другое, способно зародить,
укрепить в юных сердцах любовь к
отчему краю.

Да, вот таков
был разброс тем, давших повод для
размышлений. От, что уж греха таить,
унизительного подсчета, как можно
1300 продуктовых посылок из Америки
разделить между всеми социально
неблагополучными семьями, которых
во много раз больше в Приангарье, до
встреч в приюте, где обделенные
теплом беспризорники ставили на
импровизированной сцене
"Золушку", изо всех сил
стараясь верить в сказку. От
расклада денег в местных бюджетах
на реабилитацию областных программ
"Дети-инвалиды", "Индустрия
детского питания" до дискуссии о
том, как можно поднять авторитет
учителя физкультуры в школе.

Конечно же,
поднимаемые на совещании проблемы
не могли да и не должны были,
ограничиваться, образно говоря,
полями школьных тетрадок. Разговор
в открытую шел и о дефиците
лекарств, и о том, как в нынешних
условиях должна "работать"
больничная койка, и о быте в
домах-интернатах для ветеранов: кто
вообще может сказать, есть ли
граница у социальной сферы — той
самой, что должна быть
предназначена для жизни? Но если
"координация деятельности
структур социальной сферы"
все-таки замыкалась на
подрастающем поколении, значит,
срабатывал инстинкт
самосохранения: сохраним его —
сохраним наше будущее.

Сейчас, по
прошествии нескольких дней, можно
судить о пользе и об уроках
состоявшегося события. Прежде
всего люди, занятые там, у себя,
каждый в своем углу, бесконечной,
изматывающей текучкой,
притупляющей слух, получили
возможность живого общения,
узнавания друг друга: взглянули на
свои заботы как бы с высоты опыта и
обретений своих коллег — роскошь в
наши дни бесценная. На встречу с
теми, кто в меру своих (и бюджетных,
разумеется!) сил стремится
обустроить быт земляков, приехали
заместитель губернатора Владимир
Матиенко, руководители всех
социально ориентированных ведущих
управлений и комитетов областной
администрации — можно было не
только получить разноплановую
информацию, но и оперативно
разобрать какие-то свои, связанные
с родным районом ситуации. Да и
хозяева не остались внакладе. Не
случайно мэр Байкальска Иван
Иванович Панченко признался:

— Я, — сказал
он прощаясь, — пришел в мэрию с
производства. Мне казалось, что
знаю все, но выяснилось, что я вошел
в новый мир, не цифр, а человеческих
отношений. Чтобы быть полезным тем,
кто избрал меня на эту должность,
нужно многому научиться.

Что ж, Иван
Иванович Панченко прав. Побольше бы
таких открытых уроков.

г.
Байкальск—Слюдянка.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры