издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Контрольно-кассовые страсти

Контрольно-кассовые
страсти

Вот
уже год, как торговую сеть России
потрясают контрольно-кассовые
кошмары. Поначалу правительство
приняло постановление, обязавшее
абсолютно всех торговцев
обзавестись кассовыми аппаратами.
Регионы на это отреагировали
по-разному, Иркутская область,
например, начала забрасывать
столицу запросами и предложениями
освободить мелких торговцев,
торговые организации удаленных и
труднодоступных поселений от
обязательного применения
контрольно-кассовых машин.
Правительство в ноябре прошлого
года пошло на такие уступки.
Администрация Иркутской области
установила дополнительные
критерии освобождения от ККМ —
малочисленность населенного
пункта и неустойчивое
электроснабжение.

Когда
исключений становится много,
правило теряет свою жесткость, и
случается, появляются желающие его
вовсе отменить. Так произошло и с
ККМ. Как только областная
администрация разрешила магазинам
некоторых территорий работать без
контрольно-кассовых машин,
появился обширный круг желающих
торговать без чеков. Не успев
утвердить список освобожденных от
ККМ территорий, областная
администрация ощутила
массированный прессинг со стороны
облпотребсоюза, настаивающего на
освобождении еще ряда территорий.

Сложившуюся
ситуацию сегодня комментирует —
председатель комитета
потребительского рынка товаров и
услуг областной администрации
Василий Пушкарев.

— 13
января губернатор подписал
постановление, по которому ряд
территорий освобождается от
обязательного применения ККМ. По
какому принципу составлялся
перечень?

— Мы
запросили органы местного
самоуправления и получили список
из шестисот населенных пунктов,
соответствующих критериям,
установленным администрацией.
Перечень необходимо было
согласовать с антимонопольным
комитетом и налоговой инспекцией.
Налоговая инспекция согласия не
дала: направила запросы в свои
районные отделения, те дали список
из 440 территорий. Расхождение в 160
населенных пунктов мы посчитали
слишком большим и обратились к
мэрам, чтобы те согласовали наши
списки со своими налоговиками.
Окончательный перечень включал
более пятисот территорий. Кстати,
прежде органы местного
самоуправления сами решали,
торговые организации каких
населенных пунктов освобождать от
обязательного применения ККМ. Эти
списки они нам и направили.

— В
"Торговой газете" недавно
прошла информация, что комитет
потребительского рынка товаров и
услуг администрации Иркутской
области "пошел на поводу у
налоговиков". То есть не включил
в список многие территории,
предложенные облпотребсоюзом,
торговая сеть которых существенно
пострадает от расходов на
приобретение кассовых аппаратов, а
многие магазины и вовсе закроются.


Облпотребсоюз обслуживает в
основном сельские магазины. У них
действительно сложное финансовое
положение. Многие не в состоянии
купить кассовую машину: самая
дешевая стоит 3 тысячи рублей, а в
некоторых магазинах месячный
оборот меньше, не говоря уж о
прибыли. Но не все же магазины
облпотребсоюза находятся на
территориях, которые подходят под
критерии, установленные
постановлением правительства.
Облпотребсоюз же включил в свой
перечень и населенные пункты,
расположенные недалеко от крупных
городов, и территории, через
которые проходят оживленные
трассы.

Ему хочется,
например, освободить от
обязательного применения ККМ 30
населенных пунктов Иркутского
района. Возьмем, допустим, деревню
Моты. Она находится по дороге в
Слюдянку. Это оживленная трасса,
Московский тракт. Если там в
магазинах не устанавливать ККМ, как
учесть размер торгового оборота?
Или, допустим, Усольский район —
село Биликтуй. Находится рядом с
Усольем и Ангарском, дорога есть.
Поселок Железнодорожный — то же
самое. Мишелевка — Хайтинский
фарфоровый завод. Там население
тысяч пять. Почему нужно
освобождать магазины этих
населенных пунктов от ККМ? Только
потому, что вся потребкооперация
убыточная? Но как быть тогда с
уплатой налогов?

На многих
территориях, где работают магазины
облпотребсоюза, есть и не
принадлежащие ему магазины,
работающие прибыльно. Если
удовлетворить предложения
облпотребсоюза, придется и их
освобождать от применения ККМ. А
чем хуже в таком случае частные
магазины, рядом с которыми не стоят
облпотребсоюзовские? Выражаясь
языком антимонопольного
законодательства, это называлось
бы "созданием
благоприятствующих условий
отдельным хозяйствующим
субъектам".

— Без ККМ
собрать налоги невозможно?

— Кассовые
аппараты необходимы для учета
денежного оборота. Здесь
сталкиваются интересы не областной
администрации и облпотребсоюза, а
бюджетной сферы и
налогоплательщика.

Итак,
ситуация с ККМ продолжает
оставаться сложной. Любой торговец
хочет работать без кассы, как любой
налогоплательщик — не платить
налогов. Это естественное желание.
Но есть еще и естественное желание
государства собрать налоги. И,
кстати, это желание совпадает с
интересами учителей, врачей,
пенсионеров и прочих зависящих от
бюджета людей.

Галина
СОЛОНИНА, Телеинформ.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры