издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дешевое тепло? Вполне реально

Дешевое
тепло? Вполне реально

Год
назад вышло постановление
губернатора "О реформировании
жилищно-коммунального
хозяйства", утверждена программа
и поэтапный план ее реализации.

Первый
этап, охватывающий по времени 1997-1998
гг., позади. Что сделано? Об этом
беседа нашего корреспондента
Александра АНТОНЕНКО с
председателем комитета по
архитектуре, строительству и ЖКХ
Петром ВОРОНИНЫМ.

— Петр
Александрович, напомните,
пожалуйста, об основных задачах
первого этапа. Чем он ознаменовал
себя?

— На первом
этапе ставилась задача обеспечить
перевод на самоокупаемость
отдельных видов коммунальных
услуг, создание служб единого
заказчика, внедрение
энергосберегающих технологий и
других, направленных на улучшение
условий проживания и снижение
эксплуатационных затрат в
жилищно-коммунальной сфере.

Сделать
удалось далеко не все и не в тех
объемах, которые планировались. К
примеру, лишь в нескольких городах
организованы службы единого
заказчика. То же с объединением
собственников жилья в товарищества
(ТСЖ). По области их насчитывается
несколько десятков, но ожидаемой
отдачи от них нет. Думаю, что в
ближайшее время новые образования
вряд ли станут альтернативой
существующим ЖЭКам и ДЭУ, так как
находятся они не в равных условиях,
да и базы у них практически никакой.

Сдерживающим
фактором выполнения тех или иных
задач явилось отсутствие
финансирования. Из-за нехватки
средств отрасль уже не в состоянии
остановить возрастающий износ
коммунальных объектов, дефицит
мощностей очистных сооружений,
питьевой воды, тепла… Восполнить
его за счет простого повышения
тарифов нереально. Единственное
средство — это внедрение новых
ресурсосберегающих технологий,
регулирующей аппаратуры,
оборудования и приборов учета.

— Об этих
технологиях нам уже все уши
прожужжали. Вы считаете, они —
панацея?

— Для
размышления назову несколько цифр
и фактов. В Приангарье 32 млн. кв.м
благоустроенного жилья. Чтобы
обеспечить его теплом, надо 3,5 млрд.
руб. — из расчета 0,55 Гкал на 1 кв. м
жилой площади. При условии, что
дотации из бюджета составляют 40, а
по северам 80%, на покрытие затрат по
теплоснабжению, надо 1,5 млрд.
рублей. Если учесть, что весь
консолидированный бюджет области
составляет 6 млрд. руб., то эта цифра
просто нереальна.

Между тем,
отрасль на краю обвала. Уже сегодня
кредиторская задолженность в ЖКХ
на 47% превышает дебиторскую и
ежегодно прирастает на 10-12
процентов.

Что у нас
происходит, когда начинаем
готовиться к зиме? Да, аврал. Мы
знаем, что в Бодайбо надо 125 тыс.
тонн угля завезти, и все бросаемся и
тащим туда эти тонны. А кто сказал,
что надо 125?

То же по
Усть-Куту. Котельная работает с КПД
70%, потери в сетях 35%. Но даже при
этих показателях она должна
обеспечивать комфортные условия на
500 тыс. кв. м жилья, а у нее нагрузка
350 тысяч, и никаких комфортных
условий люди там не испытывают. А
если бы система работала надежно,
то в Усть-Кут надо было везти на 30%
топлива меньше, чем поставляем.

Замеры на
котельной по ул. Пшеничной, что в
областном центре, показали — на
водяном котле КПД составляет 35, на
паровом — 59 процентов.
Представляете, сколько зря
сжигается мазута только на одном
теплоисточнике? А по области
таковых под 60. И при этом мы
продолжаем твердить о полутора
миллиардах той самой дотации,
которая поможет выдержать тепловые
режимы. Да ни к чему нам столько,
вовсе ни к чему.

— А что
сделано, чтобы снизить эти затраты?

— Скажу
откровенно, немного, хотя, как
говорится, процесс уже пошел. В
городе Саянске установлены
теплосчетчики, в результате
городской бюджет получит
значительную (до 30%) экономию
средств. В микрорайоне Ново-Ленино
областного центра осуществлен
первый этап так называемого
шведского проекта, в предместье
Рабочем запущена котельная-автомат
на дизтопливе, ряд жилых и
социальных объектов оборудованы
индивидуальными тепловыми
пунктами (ИТП), а в новых домах по ул.
Волжской отопительные батареи
оснащены к тому же регулирующими
термостатами.

Наиболее
удачным можно считать проект в
предместье Рабочем, выполненный
фирмой "НТТ-Теплоимпорт".
Имеющиеся показатели говорят, что
объем производства и расход тепла
здесь сокращен до 0,3 Гкал на 1 кв. м,
это наполовину меньше, чем в целом
по городу, а КПД достигнуто 80%.

Что касается
ново-ленинского проекта, то он не
устраивает нас прежде всего из-за
дороговизны, а во-вторых, малой
эффективности. И все же будем
надеяться, что какая-то система
отладки в дальнейшем приведет к
стабилизации в работе системы.

Ввод и
эксплуатация первых образцов новых
технологий показывает, что суть
проблемы энергосбережения не столь
проста, как может показаться на
первый взгляд, и вкладывать деньги
в эти технологии надо весьма
осторожно.

— Для
этого нужен какой-то штаб, мозговой
центр из грамотных и
заинтересованных специалистов,
которые на самой ранней стадии
смогли бы оценить проект,
поддержать и скоординировать
усилия по его внедрению.

— И такой
штаб, точнее агентство по
энергоресурсосбережению, будет
создан при областной
администрации. Решение на уровне
административного совета уже
принято. Это будет госучреждение с
небольшим штатом (9-11 специалистов),
который займется разработкой
технической политики по
ресурсоэнергосбережению.


Госдума, правительство сокращают
аппарат чиновников, а вы создаете
новые структуры. Может,
рассчитываете, что они согласятся
работать на общественных началах?

— Зачем же на
общественных? Они будут
зарабатывать сами, жить за счет
отчислений от выполненных проектов
и программ. Нет конкретных
результатов, эффекта — нет и
зарплаты, реализовал проект
успешно — получай, да еще с
премиальными. Словом, это будет не
тот чиновник, который
ассоциируется в нашем сознании с
креслом, властью, деньгами и без
отдачи.

Для начала мы
ждем от новой структуры трезвых и
ясных ответов на вопросы: где
находятся те источники, которые
дадут реальную экономию, а также
сколько, каким образом и за какой
срок мы можем сэкономить? Короче,
ждем результативной,
высокопрофессиональной работы.

— А
средства? Будь они хоть семи пядей
во лбу, без денег ничего не сдвинут
с места.

— Этот вопрос
тоже проработан. В прошлогоднем
бюджете на подготовку к зиме
выделялось 48 млн. руб. Нынче
рассматривается такая же сумма, но
практически вся она (за исключением
средств на формирование
аварийно-технического запаса)
будет направлена на
энергосберегающие технологии. В
том числе 5-6 млн. руб. — на приборы
учета, которыми будут оснащены 75
объектов областной собственности,
а также приобретение приборов
инструментального обследования,
которых в коммунальном нашем
хозяйстве днем с огнем не сыщешь.

Как-то на
одном из семинаров спрашиваю у
руководителей ЖКХ: какой КПД на
ваших теплоисточниках? Только
плечами пожимают. Все озабочены
углем, мазутом, задвижками… Почему
не знают? Потому что нет
возможности узнать.

На основе
инструментального обследования
можно быстро и качественно
продиагностировать состояние
теплоисточника или сетей,
зафиксировать малейшие утечки
тепла или воды на локальных
участках и т.д. Проведя замеры, мы
уже нынче планируем детально
обследовать работающие на мазуте
теплоисточники, оснастить их
приборами КИПиА, составить
технологические режимные карты и
выдать инструкции, в которых будет
четко и ясно оговорено, как
осуществлять эксплуатацию при
различных температурных режимах.
Технологические карты — способ
беззатратный, он поможет увеличить
КПД теплоисточников на 10-12%.

Для
получения более серьезной
экономии, а у нас можно реально
сэкономить 50-70% от существующего
сегодня уровня, понадобятся уже
системы автоматики.

— Петр
Александрович, в планы ваши не
вписывается одна деталь — сроки.
Реформа коммунальная рассчитана до
2003 года.


Жилищно-коммунальную реформу до 2003
года мы не осуществим. Это блеф.
Никакой нормальный человек не
обозначает времени, решая
сколь-нибудь серьезную проблему.
Поставив цель, нужно решать задачи
и обозначать их сроки. Целью нового
этапа реформы ЖКХ должен стать
постепенный перевод его на режим
безубыточного функционирования.
Энергоресурсосбережение —
единственный способ достичь ее.
Если в нынешнем году не создадим
серьезных предпосылок для
реализации этого механизма, все
призывы о снижении безумных
дотационных расходов так и
останутся лишь призывами.

Необходимое
послесловие

Альтернативные источники тепла,
службы дворников и сантехников,
товарищенства собственников жилья,
о которых мы слышим уже два года и
которые составят конкуренцию
нынешним структурам ЖКХ, появятся
не в один день. Думаю, в Иркутске
таковых единицы, а в небольших
городах и поселках о них вообще не
слыхивали.

Отсюда
рискну сделать короткий прогноз по
поводу будущих преобразований.
Если завтра произойдет дальнейшее
повышение квартплаты, город это
взорвет. Подобного не выдержать не
только низкодоходным группам
населения, но и среднеобеспеченным
семьям. Вносить квартплату в такой
ситуации не станет уже никто — ни
бедные, ни богатые. Говорят, правда,
что будут субсидии по бедности, и
людям с низким доходом помогут
выжить. Но зачем увеличивать
бедность с помощью реформы?

Но
если в самом деле начнут в наших
квартирах появляться счетчики на
воду и тепло, новые
теплосберегающие технологии,
экономящие энергоресурсы, а значит,
и снижающие в таких же пределах
затраты, — реформа начнет
продвигаться.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры