"Бюджет и бюджетный федерализм"
"Бюджет
и бюджетный федерализм"
Ведущий
пресс-конференции:
— Насколько вы, Борис
Александрович, и Иркутская область
удовлетворены тем разделением
средств, которые существуют на
данный момент?
— На сей день
нет, не удовлетворены. Иркутская
область — единственный субъект
Российской Федерации, который
добился прироста промышленного
производства по итогам работы за 1998
год. Пусть этот прирост небольшой,
но он реальный. Все остальные имеют
снижение в промышленном
производстве. Что делает
правительство? Оно изымает
полностью накопленный доходный
потенциал и, кроме того, влезает еще
в старую базу и оттуда изымает 100
миллионов рублей. Эта проблема,
которая существует в межбюджетных
отношениях Российской Федерации и
правительства РФ, на мой взгляд,
может быть разрешена, и я
рассчитываю на то, что наши встречи
с Евгением Максимовичем Примаковым
приведут к подобного рода решениям.
— Какие,
на ваш взгляд, решения будут
приняты в ходе Всероссийского
совещания по вопросам федеративных
отношений? Как вы оцениваете идею
казначейского исполнения бюджета с
регионами?
— Вы видите,
что до сего времени не урегулирован
вопрос, нет закона об организации
власти субъектов Российской
Федерации. Следовательно, не
определены те полномочия, которые
они обязаны нести и решать. При
этом, на мой взгляд, в рамках этой
неурегулированности центр
последовательно сбрасывает
обязанности. И сегодня от этих
обязанностей уже пухнет голова у
органов местного управления,
губернаторов. Помните, насколько
благоприятно был воспринят
ветеранской общественностью закон
о ветеранах и какое фиаско он
потерпел потому, что он не был
подкреплен, кроме политических
деклараций, реальными
материальными условиями. То же
самое с экспортными поставками: НДС
не возвращается, у нас в Братске
алюминиевый завод, один из
крупнейших в РФ, выпускает 1 млн.
тонн алюминия в год, при этом имеет
большую задолженность по
заработной плате, потому что НДС не
возвращается, в течение трех
месяцев используется федеральным
правительством. Это порочная
практика. В рамках бюджетного
федерализма это однозначно должно
быть устранено. Поэтому, когда мы
говорим о федерализме, то должны, на
мой взгляд, в первую очередь
определить степень
ответственности всех уровней
управления. Мы совсем не прописали
уровни ответственности перед
населением, перед Россией в целом
органов региональной власти, мы
очень плохо прописали отношения
между всеми тремя уровнями власти,
двумя уровнями государственной
федеральной власти и между местным
самоуправлением.
— Можете
ли вы назвать крупнейших должников
вашей области, каков порядок цифр и
как этот вопрос сейчас решается?
—
Задолжненность предприятий и
недоимка, о которой мы говорим,
составляет полтора
консолидированного бюджета. У нас
есть тот же "Росуголь", который
должен только областному бюджету 140
миллионов рублей. У нас есть такие
крупные предприятия как
лесопромышленный холдинг в
Усть-Илимске. Они тоже должны
двухзначные цифры, порядка 40, 70
миллионов. Кроме этого, есть еще
один очень важный характер
недоимки: задолженность по
заработной плате в сфере
материального производства
составляет 2,4 миллиарда рублей, то
есть вот эти деньги, которые при
выплате их работающим и при
начислении зарплаты пошли бы в
качестве подоходного налога в
бюджеты органов местного
самоуправления и региональных
бюджетов, в те же внебюджетные
фонды занятости, Пенсионный фонд,
Фонд медицинского страхования, что
решает огромную массу социальных
проблем.
— Какова
позиция администрации области по
отношению к Ангарcкой
нефтехимической компании?
— Вопрос
Ангарской нефтехимической
компании сегодня вышел из
регионального звучания и
приобретает оттенок национальной
темы, поэтому вы, в частности, в
своем вопросе отображаете позицию
владельца этой компании —
господина Потанина, который
говорит: возьми, боже, что нам
негоже. Но мы негоже брать не
собираемся, потому что считаем, что
банкротство АНХК — это уход от
реальной темы. Надо банкротить
головную компанию, которая ставит
сегодня точку в состоянии
запущенности. Мы твердо убеждены,
что такая ситуация сложилась
вследствие неквалифицированного
управления этой компанией. Все
ресурсы нефти и нефтепродуктов
поступали через СИДАНКО и
реализовывались через СИДАНКО,
АНХК получала только стоимость
переработки. СИДАНКО выкачивала
все оборотные средства,
амортизацию, то есть АНХК не
вложила ни одного рубля в
реконструкцию оборудования.
Поэтому мы сейчас эту тему решаем с
правительством РФ. АНХК ни в коем
случае нельзя брать одну в
государственную собственность.
— Какие
отрасли Иркутской области наиболее
привлекательны для инвестиций?
—
Действительно, Иркутская область
инвестиционно привлекательна. Мы
производим около 40% алюминия
России, 50% целлюлозы России, у нас 11%
лесных богатств России, у нас
крупнейшее месторождение рудного
золота с 1029 т запасов, у нас
месторождения газа с потенциалом 1,5
миллиарда кубов, у нас
энергосистемы, которые имеют
избыточные ресурсы порядка 15—18
миллиардов киловатт-часов
электроэнергии. Вот что такое
Иркутская область. У нас есть очень
мощные проекты, выгодные для
инвесторов.
По золотому
месторождению мы подготовили
условия для проведения конкурса,
причем открытого. Две фирмы
мирового класса готовы принять в
нем участие. Стоимость этого
проекта оценивается в $1,7 млрд. У нас
есть еще один проект, о котором
наверняка слышали, — экспорт
электроэнергии из Иркутской
области в Китай. Линия постоянного
тока 600 киловольт из Братска в Пекин
стоимостью $1,5. Сейчас Минтопэнерго
и "Иркутскэнерго"
отрабатывают с китайскими
партнерами условия формирования
консорциума для осуществления
подобного крупного проекта.
Вопрос
РИА "Новости":
— Будете ли вы голосовать против
бюджета?
— Очень
хороший вопрос, просто
замечательный, спасибо, что вы мне
его задали. Вы знаете, голосование
за бюджет или против бюджета — это,
на мой взгляд, позиция губернатора,
его ответственность перед
президентом, правительством,
жителями области, потому что, если
он будет голосовать за
неправильное решение, он будет
голосовать тогда против
президента, против правительства и
жителей области. Мы прекрасно
понимаем, что если сегодня заложены
какие-то шероховатости в
существующем бюджете, то завтра он
выдаст все свои недоработки, выявит
недостаточность средств в решении
тех или иных проблем. Поэтому я
твердо убежден, что губернатор
обязан демонстрировать свою
позицию, именно защищая
председателя правительства,
президента и интересы жителей
Иркутской области.
Полностью
стенограмма пресс-конференции
находится по адресу: http://www2.akm.ru/rus/press-club/p250199.htm