Честная бедность бюджета
Честная
бедность бюджета
Евгений БОГАЧЕВ,
"Восточно-Сибирская правда"
Двадцать
седьмая сессия Законодательного
собрания наконец-то приняла сразу в
двух чтениях областной бюджет на 1999
год. На пресс-конференции по итогам
ее работы спикер Иван Зелент
скажет, что отступать дальше было
некуда. Впереди — еще два чтения, и
затяжка с принятием до июня
поставила бы на нем крест, "его
практически можно было не
принимать".
Но и в
нынешнем виде бюджет просуществует
недолго. Не успеют депутаты
утвердить его окончательно, как
надо будет вносить коррективы. И,
видимо, очень серьезные. Бюджет
сшит в условиях действующей
налоговой системы. С принятием
нового Налогового кодекса и
федерального бюджета, в котором
правила игры с субъектами
Федерации окончательно не
определены, как заметил начальник
финансового управления
администрации Анатолий Козлов, наш
сверхнапряженный бюджет будет еще
напряженнее. Но останется таким же
честным, как и сейчас, ибо
двухмесячная работа
согласительной комиссии из
представителей депутатского
корпуса и чиновников администрации
не оставила повода для сомнений:
все доходы и расходы учтены до
копейки. Еще комиссия выяснила, и
сегодня об этом депутаты говорят
громко, что многие отраслевые
комитеты областной администрации
были слабо подготовлены к
рассмотрению доходной базы
бюджета. Только двум председателям
комитетов удалось отчитаться со
второго захода. Остальные бегали с
расчетами "на ковер" по
три-четыре раза.
И все равно
доходы бюджета-99 пока на 719 млн. ниже
прошлогоднего. А расходы — всего
лишь на 327… Потому-то 9-процентный
предельный дефицит бюджета-98 нынче
превзойден в три с лишним раза! Если
раньше подобный скачок депутаты
могли представить только в
кошмарном сне, то теперь к
кошмарной действительности
отнеслись по-философски: больше
урезать нечего. Многолетнее
уменьшение областных доходов и
расходов поставило бюджетную сферу
на грань выживания. Поэтому планка
семисотмиллионого дефицита при
доходной базе в 2 млрд. 374 миллиона
рублей депутатам показалась не
такой высокой.
За счет каких
поступлений областная власть
собирается покрывать этот дефицит?
За счет возврата бюджетных ссуд,
выданных органам местного
самоуправления, за счет взыскания
недоимки и дополнительно
начисленных сумм по проверкам
налоговой инспекции, а также
средств от областных облигационных
займов. Но самый большой расчет на
заемные средства — аж 270 миллионов.
Если учесть
кредиторскую задолженность
областной казны в 1 млдр. рублей да
приплюсовать к ней столько же, если
перераспределение налоговых
доходов при их уменьшении
изменится в сторону федеральной, то
станет понятно, почему все громче
разговоры о возможном очаге
напряжения рядом с Байкалом и
почему депутаты согласились с
огромным дефицитом своего бюджета.
Федеральные власти не должны
отбирать у "депрессивной"
территории последние крохи,
обязаны дать побольше трансферта!
Испрашиваются 600 миллионов, которые
пойдут на погашение кредиторской
задолженности.
Но,
согласитесь, поза возмущенного
просителя не к лицу одной из самых
индустриально развитых и богатых
природными ресурсами областей
России. Давно ясно, что трансферты
между субъектами Федерации
распределяются по личным симпатиям
и национальному признаку.
Требовать справедливости надо. Но
не менее важно добиваться
повышения собственной доходной
базы, собираемости налогов и
поддержки местного
товаропроизводителя. А для этого,
как отмечали сами депутаты, нужна
политическая воля и областных
органов власти, и местных
самоуправлений. В Приангарье
необходимо ввести долговременные
нормативы отчислений по
территориям. Тогда, считают
вице-спикер Геннадий Истомин, мэр
Иркутска Владимир Якубовский, мэр
Тулунского района Александр
Ташлыков и другие выступавшие на
сессии, местная власть будет
заинтересована заниматься своими
предприятиями, увеличением их
доходности. Территории должны быть
уверены, что собранные ими выше
доходной базы средства не будут
распределены между другими.
Необходимо
уже с этого года ввести нормативы
на дотации. Если город или район не
увеличивает свои доходы, то он не
имеют права на дополнительные
отчисления из областной казны.
Депутатов
поддержал губернатор Борис
Говорин. Он также считает, что
территории должны иметь гарантии, а
для этого создать механизм
закрепления за ними регулируемых
доходных источников на
долговременной основе. Требуется
решение и о последовательном
сокращении дотаций территориям,
которые, как выразился губернатор,
"свесили ножки и ручки" на
область и не занимаются
муниципальной экономикой. Заострил
внимание на том, что много денег
уходит мимо бюджета. Направить их
куда следует — задача органов
местного самоуправления.
А еще
губернатор убежден в необходимости
развернуть с этого года
соревнование между городами и
между районами, а победителей
называть и поощрять к Дню области.
По сути,
Иркутская область предлагает
федеральному центру подходы к
увеличению доходного потенциала.
Важно, чтобы этим подходам она
следовала и сама в отношениях с
собственными территориями.
В глазах
депутатов, областной бюджет-99
по-прежнему остается социально
ориентированным.
— Если учесть
расходы на социальную сферу плюс на
правоохранительную деятельность,
которая тоже ориентирована на
решение социальных вопросов, то
выходит, что более 50% средств
бюджета направляются конкретно на
решение социальной политики, —
сказал председатель комитета по
социально-культурному
строительству Законодательного
собрания Валерий Соколов. — К
сожалению, не заработают и в этом
году принятые нами минимальные
социальные нормы и нормативы. Для
этого нужно как минимум три
областных бюджета…
При нынешнем
состоянии экономики они не
заработают еще долго. Главное — не
потерять ориентиры.