Эрмитаж в таежном варианте
Эрмитаж
в таежном варианте
Юрий СОЛОВЬЕВ,
"Восточно-Сибирская правда"
Галерея
начинается с… фонтана — подарка
спонсоров. Обрамленный прихотливой
кладкой из камешков, он приветливо
и безостановочно журчит в
вестибюле, как бы намекая мастерам
кисти на неиссякаемость источников
вдохновения.
Над входом в
главный экспозиционный зал вас
встречает табличка с текстом, может
быть, несколько и манерным:
"Расслабьтесь, вы нужны миру
такими, какие есть". Наверное, это
означает: доверьтесь самому себе,
забудьте, что вы профан в живописи,
и непосредственному взору, может
быть, откроется то, что хотел
сказать художник.
Вот уже 15 лет
картинная галерея радует горожан,
став необходимым противовесом
"дискотечной" культуре. И даже
учебным центром. Ежедневно здесь
проводят по два-три лектория для
старшеклассников по истории
мировой художественной культуры,
не считая других мероприятий.
— Самое
удивительное, что галерея в
тогдашнем поселке не являлась,
строго говоря, учреждением первой
необходимости, — замечает ее
директор Вера Ярославцева, — но
власти поступили мудро и, отринув
циркуляры, разместили в помещении
картины, а не административные
службы.
С другой
стороны, идея уже тогда назрела в
местной творческой среде. Начиная
еще с 77-го года художественные
выставки в поселке следовали одна
за другой, но размещались они в
библиотеке, иных присутственных
местах. Своей "жилплощади" у
картин не было. Дебютным вернисажем
нового музея стала уже восьмая по
счету выставка местных художников.
Саянск манил молодых живописцев,
становясь Меккой по части
перспективы творческого роста.
Даровитым профессионалам выделяют
с десяток просторных
индивидуальных мастерских в
"пентхаузе" той же
шестиэтажки, где расположилась
галерея — спускайся вниз и
демонстрируй свои творения.
Сложился своеобразный культурный
комплекс. Получают признание
талантливые Геннадий Говорин,
Ирина Быргазова, Татьяна Колобова,
Николай Скареднев, Виталий
Кузнецов и другие мастера кисти.
Все они разные по творческому
темпераменту и привязанностям.
Объединяющее начало одно — музей
картин.
Сейчас,
спустя полтора десятка лет, галерея
удивляет уже другим. Коллекция
собранных здесь произведений по
численности уступает в нашей
области лишь Иркутскому
художественному музею. Причем, по
мнению авторитетных иркутских
искусствоведов, фонды
интереснейшие и серьезные.
Сообразуясь с масштабами таежного
городка, тут вполне уместны
сравнения с Третьяковкой,
петербургскими Русским музеем или
Эрмитажем.
Феномен
столь обширного собрания прямым
образом связан с личностью
Антонины Кузнецовой, почти с первых
шагов и до недавнего времени
руководившей работой музея.
Переехавшие с Урала в Сибирь
супруги Кузнецовы поначалу
обосновались в Тулуне, преподавали
в педучилище на
художественно-графическом
отделении. Но Виталий сманил жену в
Саянск, где ее призвание
искусствоведа и собирателя
проявилось в полную силу. Антонина
Александровна без устали ездит по
всевозможным культурным центрам,
инстанциям и музеям, напоминает,
что есть в Саянске галерея и хорошо
бы пополнить ее фонды. Чутье и
знания специалиста, характер
коллекционера способствуют ее
подвижничеству. Фонды быстро
прирастают, и отнюдь не случайными
приобретениями. Тут с самого начала
была взята высокая планка, без
ссылки — саянский автор написал
полотно или же более именитый. В
залах поселяются картины иркутян Г.
Новиковой, С. Гаращук, А. Гутерзона,
ангарчанина Ю. Митькина, красноярца
А. Поздеева, барнаульца А. Вагина,
петербуржца В. Верещагина…
Перечислить всех невозможно — их
сотни, а картин, скульптур,
графических работ — тысячи. Многое
было закуплено, многое подарено.
Нельзя не упомянуть и меценатов —
энергетиков Ново-Зиминской ТЭЦ. Их
поддержка здорово помогает
музейщикам.
В последнее
время, конечно, с новым пополнением
худо — из-за всеобщего безденежья.
Многие иркутяне, к примеру, сочли бы
за честь выставляться в Саянске, но
чтобы пригласить — надо заплатить,
что-то приобрести из
представленного. А средств нет. По
признанию В. Ярославцевой, был даже
момент растерянности — как дальше
развиваться. Но спасают богатые
фонды. Благодаря этому числу
выставок не сокращается. В
запасниках много чего. Готовятся и
персональные выставки местных
художников. Уровень их мастерства
таков, что на "персоналки"
вполне могут претендовать по
меньшей мере 15 человек. А музейщики
умудряются еще следить и за теми,
кто временно в отлучке и учится в
Иркутском училище искусств, о
молодых и перспективных не
забывают и отбирают лучшие работы
на свои экспозиции.
Кстати, и
саянцев в Иркутске привечают.
Недавно персонально выставлялись
И. Плиско и В. Кузнецов, А.
Знаменский и В. Ярославцева.
Коллекцией галереи активно
пользуются соседние города и
районы. Более того, нынешнюю
выставку из фондов галереи
практически в том же составе
экспонатов уже пригласил на
будущий год областной
художественный музей. Своеобразным
талисманом ее стало полотно Галины
Новиковой "Раковина и небо".
Эта картина написана в памятном 83-м,
в год образования галереи, она же
украшает и обложку ее красочного
каталога. Иркутскую художницу в
Саянске чтут особо и обладают
внушительным числом написанного
ею.
Более десяти
лет трудится в галерее ее главный
хранитель Галина Скареднева,
ревностно следя за сохранностью и
добром здравием картин. Успешно
начала свою деятельность на
поприще искусствоведения молодая
Нина Ильюшонок. ее лекции и беседы
живы и доходчивы, она и сама
занимается живописью.
Но случается,
обратная связь срабатывает с
опозданием, и тогда происходит
непоправимое. Александр Знаменский
— один из лучших в городе
художников. Богатством фантазии,
сложностью ассоциаций, а порой и
фантасмагоричностью содержания
напоминает Гоголя в живописи. И
столь же критичен к своему
творчеству. Было у него прекрасное
полотно. Называлось "Последний
луч солнца". Но что-то автору в
нем не понравилось, и Саша его после
показа… нет, не сжег, а попросту
закрасил — холсты нынче дороги.
— Я пела
картине дифирамбы перед публикой, —
рассказывает Ярославцева. —
Изображенные увядающие подсолнухи
казались неким буйством
праматерии. Автору же вовремя о
впечатлениях не сказала, не
похвалила. И вот печальный
результат — творение уничтожено.
Это и моя вина…
Впрочем,
заглянув к Александру в мастерскую,
я не нашел, что мастер сожалеет о
содеянном. Он бодро лепил из
пластилина "натурщика" —
пособие для очередной картины,
готовил свои многочисленные работы
к персональной выставке, которая
состоится через пару месяцев. Что ж,
главный судья своим творениям —
только сам художник.
После того
как А. Кузнецова перешла директором
в одну из красноярских галерей, а
руководство Саянской приняла В.
Ярославцева, уровень научной и
популяризаторской работы в
небольшой коллективе, к счастью,
нисколько не ослаб. Галерея принята
в ассоциацию "Открытый музей"
и достойно ее там представляет.
Например, на последней
"Биеннале-97" международный
состав экспертного совета очень
одобрительно отозвался о большой
серии детских рисунков,
привезенных саянцами на этот
музейный фестиваль. В городе
пестуют уже новое поколение
художников.
Таежный
"эрмитаж" продолжает
развивать культурные связи,
обмениваться опытом с коллегами во
всей стране.