Обязательное медицинское страхование
Обязательное
медицинское страхование
А.А. РЕМОРЧУК,
кандидат медицинских наук,
генеральный директор медицинской
страховой компании
"Металлургмедстрах",
президент ассоциации медицинских
страховых компаний Иркутской
области
28 июня 1998 г.
исполнилось 5 лет с момента
введения Закона Российской
Федерации о медицинском
страховании граждан.
Данный
промежуток времени слишком мал для
серьезного анализа изменений,
происшедших в здравоохранении. И
тем не менее внедрены и действуют
лицензирование и аккредитация
лечебных учреждений, аттестация
медицинских работников.
Утверждаются тарифы на медицинские
услуги, пересматриваются
территориальные программы
обязательного медицинского
страхования. Практически все
работающее и 80% неработающего
населения области получило
медицинские полисы. Администрации
районов изыскивают финансовые
возможности для страхования
неработающего населения.
В области
действуют 14 медицинских страховых
компаний. Оплата лечебным
учреждениям за оказанные
медицинские услуги населению
происходит в основном через
страховые организации. В свою
очередь страховые компании
оплачивают медицинскую услугу
только высокого качества. Основой
этому служит постоянно проводимая
ими экспертиза качества
медицинской помощи.
Простой
перечень нововведений, вызванных
принятием данного закона, говорит о
том, что в здравоохранении
произошла коренная ломка в способе
финансирования системы.
Если до
принятия Закона об обязательном
медицинском страховании граждан
(ОМС) здравоохранение находилось
только на бюджетном
финансировании, то после его выхода
медицинские учреждения должны
зарабатывать деньги, оказывая
медицинские услуги.
В чем же
причина кризиса государственной
системы оказания медицинской
помощи и перехода к страховой
медицине? Прежде всего это высокая
стоимость содержания
здравоохранения при неуклонном
снижении возможности его
финансирования из
государственного бюджета, низкая
оплата труда медицинских
работников и уравнительный принцип
ее применения, иждивенческое
отношение граждан к
"бесплатным" медицинским
услугам, их пассивность в
поддержании собственного здоровья.
По данным
Всемирного банка (1993 г.) все страны
Центральной и Восточной Европы и
новые независимые государства
можно по затратам на
здравоохранение условно разделить
на 3 группы:
* тратящие
на здравоохранение больше, чем
позволяют возможности экономики
(Болгария, Польша, Чехия, Венгрия,
Кыргызстан, Таджикистан, Туркмения,
Узбекистан);
* тратящие
намного меньше, чем это возможно
(Румыния, Казахстан и др.);
* тратящие
намного меньше, чем это необходимо
и возможно.
К сожалению,
к последней группе, наряду с
Беларусью, Украиной и Молдовой,
относится и Россия.
Это
свидетельствует о серьезных
проблемах в стране в
финансировании медицинской помощи.
Во многих
странах осуществляется попытка
сделать здравоохранение более
эффективным, т.е. сдержать или даже
снизить значительные
государственные затраты на его
содержание при одновременном не
ухудшении качества и доступности
медицинской помощи. Однако, ни по
одному из критериев — стоимость,
доступность (равенство), качество —
ни одна система здравоохранения не
достигла оптимальной точки.
Между тем в
мире создано только 3 модели
здравоохранения: государственное
здравоохранение, страховая
медицина и модель промежуточных
состояний. Промежуточные состояния
определяются различными
пропорциями между средствами
государственного бюджета,
медицинским страхованием и
средствами, оплачиваемыми
непосредственно пациентами
(платные услуги). Всемирная
организация здравоохранения
рекомендует на данный период
следующую пропорцию: 60% — госбюджет,
30% — медицинское страхование, 10% —
платные услуги. И большинство
стран, в том числе и Россия,
движутся к этому соотношению.
Принятый в
России Закон о медицинском
страховании граждан и
разработанные к нему
территориальные программы
страхования укладывают нашу
систему здравоохранения в модель
промежуточных состояний, в которой
должны эффективно сосуществовать 3
принципа:
* доступность
медицинской помощи (равенство);
* качество;
* относительно
невысокая стоимость.
Закон о
медицинском страховании граждан РФ
должен был послужить основой для
создания дополнительного
источника финансирования
здравоохранения. Подчеркиваю,
обязательное медицинское
страхование является
дополнительным источником к
бюджетному финансированию.
В
соответствии с данным законом доля
средств обязательного
медицинского страхования должна
составлять не более 30% от общей
суммы финансирования
здравоохранения.
Дополнительные
средства обязательного
медицинского страхования должны
были повысить уровень качества
медицинской помощи.
Полис
медицинского страхования должен
был послужить для каждого
застрахованного основой для
юридической защиты его прав на
получение высококачественной и
бесплатной медицинской помощи.
В 1997 г. доля
средств ОМС в общей структуре
финансирования здравоохранения
Иркутской области составила 35%.
Взносы
обязательного медицинского
страхования стали едва ли не
основным источником
финансирования охраны здоровья
населения. Можно с полной
уверенностью сказать, что
выстроенная в последнее пятилетие
система обязательного
медицинского страхования (ОМС)
спасла российское здравоохранение
от полного развала.
В настоящее
время ОМС является одним из самых
стабильных источников поступления
финансовых средств в лечебные
учреждения.
Принимая это
во внимание, многие администрации в
районах вообще перестали
финансировать здравоохранение.
Если
предприятия и организации с трудом,
но перечисляют взносы по ОМС в
областной фонд медицинского
страхования, то администрации
районов и городов, за редким
исключением (г. Иркутск, г. Братск),
делают это от случая к случаю. А
ведь за неработающее население (т.е.
пенсионеров, инвалидов, детей,
домохозяек и пр.) о платежах по
обязательному медицинскому
страхованию заботиться должен мэр
города или глава администрации
района. На своих выборах они
обещали прежде всего социальную
поддержку населению своих
территорий.
Получается
весьма парадоксальная ситуация.
Законодательное собрание области,
которое должно стоять на защите
социальных завоеваний населения,
до сих пор не включает отдельной
строкой в бюджете расходы на
обязательное (подчеркиваю)
медицинское страхование
неработающего населения.
А
правительство России пошло еще
дальше. В программе
государственных гарантий
обеспечения граждан Российской
Федерации бесплатной медицинской
помощью от 11.09.98 г. N 1096 перечислены
практически все виды медицинской
помощи, оплачиваемые из средств
обязательного медицинского
страхования. Таким образом
государство ввиду отсутствия
средств снимает с себя
конституционную обязанность по
охране здоровья населения и
перекладывает ее на фонды ОМС.
Как это
понимать? Ведь средства фонда
обязательного медицинского
страхования, как было сказано выше,
являются 30-процентной добавкой к
бюджетному финасированию. Кого же
мы хотим ввести в заблуждение?
Поэтому люди
и недоумевают: мы застрахованы, а
денег на оплату лечения все равно
не хватает.
В 1997 г.
областное здравоохранение было
профинансировано из бюджета на 63%. В
1998 г. эта картина не улучшилась.
Одной из
важных сторон деятельности данной
системы является гарантия защиты
прав застрахованных на получение
доступной и бесплатной медицинской
помощи.
Так, в России
в 1997 г. страховые организации
рассмотрели 135 тыс. обращений
граждан; по решению судебных
инстанций им было выплачено в виде
компенсаций за различные нарушения
со стороны медицинских учреждений
свыше 3,5 млрд. рублей.
Страховые
организации сыграли большую роль в
становлении ОМС, и этого нельзя
недооценивать. Так, например,
медицинская страховая компания
"Металлургмедстрах" — один из
лидеров обязательного
медицинского страхования
Иркутской области — застраховала
население 14 административных
районов, что составляет по
территории около 64% ее площади. За
оказанную застрахованным
медицинскую помощь компания
"Металлургмедстрах" в 1998 г.
оплатила лечебным учреждениям
данных районов счета на общую сумму
свыше 70 млн. рублей, или почти 100%
средств, заработанных этими
учреждениями. Причем проводимая
экспертиза качества медицинской
помощи показывает улучшение
лечебного процесса.
Именно в
финансовой состоятельности
системы ОМС и заключается ее
преимущество.
В
медицинском страховании
необходимо осуществлять ведение
регистров застрахованного
населения, учет работы лечебных
учреждений, оплату медицинских
услуг, защиту прав застрахованных и
экспертизу качества медицинской
помощи. Важно, чтобы эта работа
велась. Если ее нет, нет и
медицинского страхования.
Подсчитано, что любая попытка
ликвидировать систему ОМС
обойдется стране в 4 млрд. рублей.
Это надо помнить. Любое изменение
существующей модели ОМС приведет к
большим дополнительным расходам.
В условиях
финансового голода, когда средства
ОМС являются практически
единственным источником оплаты за
оказанную медицинскую помощь, по
всей вероятности, следует подумать
о разграничении населения, выделив
"новых хозяев жизни", имеющих
возможность платить за себя и
членов своей семьи по
добровольному медицинскому
страхованию, "освободив" их от
медицинских услуг, оказывемых в
рамках программы ОМС. Для
удовлетворения потребности людей в
медицинской помощи ввести налог на
охрану здоровья каждого (по примеру
негосударственного пенсионного
фонда). Следует признать
несостоятельность государства в
бесплатном обеспечении
медицинской помощью граждан и
изыскивать возможность повышения
размера страхового взноса с 3,6% до
7,6%.
Закон
необходимо тесно увязать с
организационно-функциональной
перестройкой здравоохранения.
Акцент в реформе следует сделать на
укреплении первичной медицинской
помощи. Ни для кого не секрет, что
самым дорогим видом медицинской
помощи является стационарная.
Содержание больничной койки,
которая зачастую работает
нерентабельно, слишком накладно
для налогоплательщика. Поэтому
расширение медицинских услуг на
первичном этапе медицинской помощи
(поликлиника) и сокращение
нерентабельных дорогих коек в
стационаре — единственно
правильный путь.
Система
медицинского страхования призвана
осуществить право каждого
гражданина на получение бесплатной
медицинской помощи и поэтому
требует к себе пристального
внимания и бережного отношения.