издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Рождественское послание

Рождественское
послание
епископа
Иркутского и Ангарского Вадима
освященному клиру, монашествующим
и всем верным чадам Иркутской
епархии Русской православной
церкви

"Днесь
Христос в Вифлееме
рождается от Девы;
днесь Безначальный начинается,

и Слово воплощается;
силы Небесныя радуются,
и земля с человеки веселится…
Мы же непрестанно вопием:
Слава в Вышних Богу,
и на земле мир,
в человецех благоволение".

(Стих.
на хвал. празд.)

Дорогие
отцы, братья и сестры!

Ныне, когда
православные христиане,
устремляясь мыслями, сердцем и
душой к вифлеемским яслям, в
благоговении поклоняются повитому
пеленами Новорожденному Спасителю
мира — Богомладенцу Эммануилу, я
приветствую вас с "великой
благочестия тайной", с великим
праздником пришествия Бога на
землю во плоти словами святого
пророка, в которых выражается
сущность нашего торжества в день
Рождества Христова: "С нами
Бог!"

Человеческому
разуму, к сожалению, невозможно
проникнуть в тайну Божественного
снисхождения и любви к роду
человеческому, которые проявились
в Боговоплощении, но сердце
христианина и вера его
свидетельствуют, что Отрок родился
нам, Сын, и дан нам, ибо с нами Бог.
"Не терпит тайна испытания. Верою
единою ее все славим", —
воспеваем, прославляя Рождение
Христа Жизнодавца.

Праздничная
радость и неземное ликование
влекут нас сегодня в Дом Божий,
чтобы здесь соединиться со всей
торжествующей вселенной, ангелами
и людьми в прославлении
Единородного Сына Божия, Спасителя
нашего и Господа.

После
грехопадения много веков чаяло
падшее человечество наступление
этого благословенного дня.

Ветхозаветная
история свидетельствует, как в
падшем человечестве умножался
грех, и как лучшие сыны праотца
Адама ожидали пришествия в мир
Примирителя, стремились достигнуть
этого великого дня, но умирали лишь
в надежде, что избавление от греха
придет. И, вопрошая стражей дома
Израилева, они слышали, что
наступит скоро это светозарное
утро, но еще ночь ветхозаветной
сени, которая непременно окончится
восхождением над миром Солнца
Таинственного Дня, которое своим
светом будет освещать и
животворить все подсолнечные
концы.

И, наконец,
"когда пришла полнота времени,
Бог послал Сына Своего
Единородного, Который родился от
жены, дабы нам получить
усыновление" (Гал. 4. 4,5).

Прежде всех
веков было предопределено спасение
человека, и наступил, наконец, этот
великий день, когда небо сошло на
землю, чтобы земное соединить с
небесным. В древние времена праотец
Адам согрешил, презрев
Божественную заповедь. Он обманул
сам себя, уклоняясь во грех, и, думая
стать Богом, низко пал, извратив
грехом свою человеческую природу,
которая стала склонной ко греху. Он
сам себя удалил от Бога, потому что
нарушил завет любви, который
Господь предложил ему в
добровольном исполнении заповеди
послушания.

Он навлек на
себя праведный суд Божий, но вместе
с осуждением милосердный Господь
дарует ему и обещание спасения. А
для того, чтобы спасение могло быть
осуществлено человеком и усвоено
им, Единородный Сын Божий, Един от
Пресвятой Троицы, Свет от Света,
Отчее сияние, не разлучаясь со
Своим Небесным Отцом, принимает
человеческую плоть, чтобы в себе
самом сочетать небесное и земное.
"И слово стало плотью и обитало с
нами, полное благодати и истины, и
мы видели славу Его, славу как
Единородного от Отца" (Иоанн. 1, 14).

В воплощении
Христовом Божественная природа
соединилась с человеческой, и в
Своем Лице Господь Иисус Христос
явился Богочеловеком: будучи
совершенным человеком, с плотью и
духом, Господь Иисус Христос как
Единородный Сын Божий одновременно
был и пребывает совершенным Богом.
Божество и человечество во Христе,
в соединении неизменном и
неслиянном, нераздельном и
неразлучном. Этим соединением
человеческая природа достигла
высочайшего положения в
сотворенном мире. То, что хотел
получить Адам дерзостно и
презрением Божественного закона,
Сам Божественный Создатель дарует
ему Своей милостью. Адам хотел быть
Богом через преслушание, но удалил
этим себя от Божества, а
Божественный Законодатель Сам
Своею волею приходит на землю и,
становясь человеком, через
преестественное рождение от Девы
Матери обожествляет человека.
Богочеловек дает возможность всему
человечеству и каждому человеку
при наличии веры и доброй воли
восходить от силы в силу и
достигать совершенства, которое
бесконечно, ибо в стремлении быть
совершенными, как совершенен Отец
наш Небесный, нет предела. Однако
таковую возможность мы получили
вследствие пришествия на землю
Христа Спасителя.

Поэтому
сегодня, когда Дева
"Пресущественного рождает и
земля вертеп Неприступному
приносит… силы небесные радуются и
земля с человеки веселится"
(Стих. пр.).

Небесные
силы радуются, ибо человек, венец
творения, соединился со своим
Создателем и Сам Создатель пришел
на землю, чтобы спасти сотворенного
по образу Его, избавить его от греха
и смерти духовной.

Земля
радуется, ибо небожители, воспевая
славу Богу в вышних, благовествуют
мир.

После
согрешения Адама Господь, изрекая
свой праведный суд, сказал, что
земля будет проклята в делах его. И
много беззаконий с тех пор было на
земле совершено сынами Адама, но
как только на земле родился
Богочеловек, Ангелы Божии
благовествуют на земле мир, ибо
пришел на землю во плоти Новый Адам,
Который обновляет всю тварь.
Посланники неба и вестники воли и
славы Божией возвещают на земле
мир, ибо сам Господь Иисус Христос —
на земле. Этим благовестием
утверждаются новые отношения в
человечестве. И мир в каждой душе
христианской, мир и любовь во
взаимоотношениях людей,
всеобъемлющий мир во всей
вселенной может и должен быть
осуществлен.

Понятна
радость и всех нас земнородных.
После пришествия на землю
Спасителя, после соединения в Нем
Божества и человечества, мы знаем,
что путь к нему открыт для всех нас,
херувим уже не возбраняет нам
доступ к дереву жизни, преграда
между Богом и людьми разруша
Богочеловеком, и мы можем
невозбранно причащаться райских
блаженств.

Радость эта
да пребывает со всеми нами в дни
праздника и напоминает нам, что с
нами Бог, ради нас Воплотившийся и
Родившийся в вертепе. Он с нами
всегда, и радость о Нем может быть
достоянием христианина во все дни
его жизни, если только эту радость
мы не будем сами омрачать деланием
недобрых дел. И радость эта может
быть еще более совершенной, яркой и
сильной, если мы потщимся украшать
себя плодами веры нашей —
добродетелями.

Откроем же
двери наших сердец, и светлые лучи
восходящего Солнца Правды — Христа
да озаряют нас, да просвещают души
наши.

Дорогие отцы,
братья и сестры, приветствую вас и с
наступившим Новым годом. Да будет
он всем нам благоприятным и
спасительным. Да благословит
Господь милостью и миром Отечество
наше! Да сохранит народ наш в
здравии, благополучии, долголетии и
духовном совершенстве!

"Благодать
вам и мир от Бога, Отца нашего и
господа Иисуса Христа" (Фил. 1,2).
Аминь.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры