Рожденный из песен...
Рожденный
из песен…
Николай ВОЛКОВ,
"Восточно-Сибирская правда"
27
декабря 1973 года рабочий поселок
гидростроителей Усть-Илим получил
статус города областного
подчинения. Тогда в нем проживало
26,3 тысячи человек. Ныне — свыше ста
тысяч. Он один из самых молодых и
красивых городов Восточной Сибири.
Незадолго
до юбилея я встретился с мэром
Усть-Илимска первых лет Юрием
Федотовым. Мы беседовали с ним о
том, как это было. Разумеется,
разговор не мог не коснуться и
сегодняшнего дня.
Юрий
Федорович после окончания
Горьковского института успел
поработать на сооружении Братской
ГЭС. А чтобы увидеть и испытать все
самому и с нуля, отправился в
Усть-Илим, где и начал возводить
новый город с временных бараков, с
подступов к створу будущей третьей
гидроэлектростанции на Ангаре.
— Какие
чувства вы, Юрий Федорович,
испытываете, встречая 25-летие
города?
Ю.Ф.:
Для города это возраст
младенческий, время пролетело
незаметно, все годы мы создавали,
развивали его; так кажется, будто
все происходило вчера. С особенной
гордостью вспоминаешь это время на
торжествах (а текущий год богат
славными датами: образование
района, многих новых организаций,
учреждений), общаясь с друзьями,
знакомыми, с которыми трудился бок
о бок. Быстро строились новые жилые
районы, современные здания, людям
становилось жить все комфортней,
даже в наших северных условиях.
Сделано очень много, на высоком
архитектурном уровне. К огорчению,
в последнее время масштабы
строительства резко сократились,
если не сказать, что чуть ли не
пришли к нулю. Но то, что мы успели
совершить, останется на века.
— Вы
прирожденный гидростроитель. Да и
профессиональная карьера
складывалась неплохо: начальник
ведущего СМУ основных сооружений
ГЭС, зам. начальника стройки. И
вдруг неожиданный поворот — уход во
власть, председателем
горисполкома. До сих пор многим
устьилимцам непонятен такой ваш
"крутой вираж".
Ю.Ф.:
Сначала отговаривался: зачем мне
это, какой из меня мэр? Заниматься
городом — значит быть
градостроителем, а мне по душе ГЭС.
Но мне возразили: умеешь строить
гидростанции и город будешь
возводить нешаблонно. Так из
котлована перебрался в
градоначальники.
—
Руководство Братскгэсстроя не
очень-то церемонилось с
исполнительной властью, часто
игнорируя ее. Вам практически
пришлось воевать со своими
прежними коллегами, отстаивая
интересы горожан, заботясь о том,
чтобы Усть-Илимск строился строго
по проекту.
Ю.Ф.:
Деваться было некуда — пришлось
заняться градостроительной
политикой. У братскгэсстроевцев
всегда была главная задача —
досрочно пустить агрегаты станции.
Под эти объекты выделялись ресурсы,
техника и все остальное. Жилью,
соцкультбыту всегда отводилась
роль второго плана. Стоило
неимоверных усилий обеспечить ввод
заданных объемов жилья (а его в
лучшие годы сдавали до 150-160 тысяч
кв.м), школ, больниц, детских садов,
общежитий для молодежи. Со всего
бывшего Союза и стран СЭВ ехали
добровольцы на строительство
лесопромышленного комплекса. Когда
у меня не получалось, действовал
через горком, обком партии, с
которыми Братскгэсстрой все-таки
считался. Да и ясно было, что мы
бьемся за интересы жителей,
работников ЛПК, ГЭС, создавая
социальную сферу.
—
Особенно много нареканий вызывала
застройка левобережного города,
где заказчиком выступало Минэнерго
на начальном этапе. Насколько мне
известно, вам удалось упорядочить
строительство, привлечь
Минлесбумпром и сделать первые
микрорайоны современными,
благоустроенными.
Ю.Ф.:
Да, тут головы поломали изрядно. До
меня в левобережье все строилось,
как кто укажет — без проекта
детальной планировки. Сколько
испортили друг другу нервов в
Гидропроекте, в его филиале в
Братске, прежде чем доказать
важность этого документа. ДК
"Энергетик" долго не строили,
потому что его "посадили на
яму". Переделали проект, на
площади появились точечные
высотные дома, поликлиника,
музыкальная школа — получился
отличный центр левобережного
жилого массива. Еще чуть позже в
разных частях микрорайона добавили
девятиэтажек и скрасили серость
однотипных панельных домов.
— У
правобережья появился другой
заказчик — лесопромышленники.
Однако и там не все проходило
гладко. Какие принципы
закладывались в его застройку?
Насколько реализовано все
задуманное?
Ю.Ф.:
Прежде всего в генпроекте
ленинградский институт сразу
предусмотрел сооружение жилых
домов улучшенных серий, школ,
детсадов с бассейнами, игровых
залов и площадок. И каждый из
микрорайонов должен был иметь весь
набор соцкультбыта:
общественно-торговый центр, школу,
детсад и транспортные развязки.
Раньше такой схемы не
придерживались; гнали жилье, а ни
магазина, ни почты, ни кинотеатра не
было — это все на потом. К тому же в
короткие сроки предстояло
построить более миллиона
квадратных метров квартир для
лесохимиков. Для нас было главным
выдержать последовательность
застройки и обеспечить качество.
Бурные
дебаты велись с Братскгэсстроем,
какими зданиями застраивать. База
стройиндустрии освоила только 464-ю
серию, типовые конструкции
соцкультбыта. Исполком с
заказчиком твердо настояли на
своем: построить несколько домов
старой серии до освоения новых —
125-й, 97-й. Добивались возведения
кирпичных вставок, переходов,
которые разнообразили
архитектурный облик города. И
жесточайше требовали сохранения
зеленых зон внутри дворов. Это,
надеюсь, нам удалось.
— С тех
пор, как начали обживать
правобережные микрорайоны, у
горожан возникли постоянные
неудобства, связанные с тем, что
город разделен на две части
Ангарой. Чтобы добраться в ту или
иную сторону, надо объехать
вкруговую не менее десяти
километров, хотя оба берега
соединяет плотина Усть-Илимской
ГЭС. Почему же не сделали через нее
проезд автотранспорта, как, скажем,
в Братске?
Ю.Ф.:
Мы неоднократно настаивали на
мостовом переходе по плотине, но
для этого потребовалось бы ее
расширить. Предлагали даже
оставить для этих целей большую
бетоновозную эстакаду, что
сократило бы до минимума затраты.
Увы, никто из высшего начальства
нас не поддержал. Помнится, приехал
министр энергетики П. Непорожний и
заявил, что никакого моста по
плотине ГЭС не будет, хватит того,
что построен в нижнем бьефе. Но
горисполком не оставлял идеи — мой
зам. С. Есапов на стадии рабочего
проектирования рассчитывал
устройство консолей на плотине.
Затем наступили перестройка,
реформы, и вся эта затея канула в
Лету. Хотя техническая возможность
проезда существует, только будет ли
она когда-либо реализована, я вам не
могу ответить.
Сейчас мост
через Ангару перегружен, не имеет
хозяина, хотя числится на балансе
концерна. Его пытаются спихнуть
городу. А кто, за какой счет сможет
сделать капитальный ремонт? Ведь он
находится в аварийном состоянии и в
любой момент по нему может
прекратиться движение. Тогда город
окажется отрезанным от общей
инфраструктуры, жизнь людей станет
просто невозможной.
— Юрий
Федорович, судьба моста — это лишь
один пример неувязки в
градостроительном комплексе. Есть
и более существенные противоречия,
связанные с приватизацией и
дроблением ЛПК на самостийные
предприятия. Уже много лет вы
возглавляете территориальное
агентство по управлению
муниципальным имуществом и по
доверенности — областным и
федеральным. Можете ли вы повлиять
на этот процесс и
воспрепятствовать передаче ЛПК в
руки лиц, не умеющих эффективно
распорядиться этой собственностью?
Ю.Ф.:
Наша роль в приватизации была
весьма условна: согласовать план
приватизации. Малый совет тогда
давал свои заключения, предложения
по разделу собственности ЛПК,
привлечению новых хозяев. Скажу
откровенно: от местных властей мало
что зависело, так как весь комплекс
относится к федеральной
собственности. Формально
приватизация предприятий
проведена в рамках существующего
законодательства. Как мне кажется,
некоторые руководители в тот
период да и рядовые работники
обалдели от грянувшей
самостоятельности, независимости.
Поэтому нас не слушали, а
действовали кто во что горазд. У
мэрии свои функции, выше головы не
прыгнешь. Получили то, что имеем
сегодня. По моему мнению, сейчас
необходимы законы. Если проведут
очередную реструктуризацию ЛПК, то
в очередной раз ограбят всех
жителей Усть-Илимска. Надеемся на
принятие закона о градообразующих
предприятиях. Моя позиция
однозначна: исправить ошибки,
допущенные при приватизации по
Чубайсу.
— Чем вам
дорог Усть-Илим?
Ю.Ф.:
Здесь все построено при моем
непосредственном участии. Тут
живет моя семья уже более тридцати
лет, рядом друзья, знакомые. Больно
видеть, что город остановился в
своем росте, не просматриваются
перспективы. Из-за нестабильности
работы ЛПК, закрытия строек
разъезжаются многие опытные люди
разбежались и те, кто приехал сюда
"хапнуть". А нам, бежать некуда,
люди моего поколения связали свою
жизнь с Усть-Илимом навсегда. Мы не
теряем надежды, что нашему городу
светит своя добрая звезда.
От
себя добавлю: Юрий Федорович
Федотов — почетный гражданин
города, он награжден несколькими
орденами и медалями. Его славные
дела продолжают сын, дочь, зять и
внук. Они родились в песенном
Усть-Илиме.