Кино было делом артельным
Кино
было делом артельным
25
декабря исполнилось 60 лет
иркутскому
кинорежиссеру-документалисту
Валерию Хоменко. Вот запись краткой
беседы с ним журналиста Яна
ЛЕНСКОГО.
— Кого вы
считаете своим учителем в кино?
— Саму жизнь.
В профессиональном плане
документальное кино вроде
промысловой охоты. В ней, возможно,
и теория отчасти важна, но вся она —
чистая практика. Кинокадры
добывались не в аудиториях и
просмотровых залах ВГИКа, не в
редакторских кабинетах, а в степях,
тайге, тундре, в цехах и на стройках
ГЭС, БАМа.
Хотя я пять
лет учился в мастерской
прославленного на весь мир
кинодокументалиста Романа Кармена,
причисляю к своим учителям на
первых порах студийной работы
кинооператоров Восточно-Сибирской
студии кинохроники, самородков,
практиков без какого бы то ни было
высшего образования, в кино,
конечно, влюбленных, к нему судьбой
"приговоренных". Анатолию
Сидлеру, Вадиму Орлову, Михаилу
Дегтяреву, Сергею Степанову,
Дмитрию Смекаеву. Последнему
принадлежит гениальный афоризм:
"Кино делают оператор и шофер".
Это
нисколько не задевает мое
режиссерское самолюбие — настолько
специфически меток.
— Кино
вырабатывало какую-то свою
жизненную философию?
— Еще в
юности как-то заворожили меня слова
Экзюпери, которыми он начинает
"Планету людей": "Земля
помогает нам понять самих себя, как
не помогут никакие книги. Ибо земля
нам сопротивляется". Да ведь не
думал тогда, что "сопротивление
земли" — расстояния в сотни и
тысячи км, непогода, морозы,
бездорожье и тьма других
"препон" — поможет мне не
только себя понять (не хочу
субъективных моментов касаться), но
главное — Родину понять, познать.
Для Экзюпери "инструментом
познания" (его слова) был самолет.
Для нас — кинокамера.
— Но
познание Родины неотделимо от
познания своего народа…
— Это —
наипервейшее! И не фильмы любимые
свои, но героев своих назвать готов
любимыми, они — моя гордость,
"Звезды" моих кинолент, в них я
влюблялся больше, чем в кино… Илья
Диамидович Дорохов, предколхоза в
Аларском районе, Герой Соцтруда и
прочая, но прежде всего —
потрясающий человек, творец,
рассказчик, речь его, истинно
народная, будто перлами
переливается!.. Сергей Румянцев,
"актер", в котором ни грана
актерства, чемпион Якутии по
промысловой рыбалке в 1982 г., близ
побережья Восточно-Сибирского моря
в одиночку промышлял. Мы с Никой
Саввиновым и "взяли" его там в
ту зиму… Бульдозерист Коля
Коваленко, в глубинке БАМа, лихой,
отчаянный ас, на крутых высоченных
речных "прижимах" (отвесных
берегах) "резал полки" под
полотно дороги, виртуоз ножа (на
"Картерпилляр"), не без рисовки
рисковый парень… Мать академика
Н.А. Логачева, Марина Ивановна,
крестьянскому образу жизни не
изменившая, обворожительной
естественности старушка… Хитрющий
мужик, деловой в каждом жесте,
кажись, в каждом словечке, фермер
Николай Артемов…
— А как
насчет надежд на возрождение,
обещанное Никитой Михалковым на
последнем съезде
кинематографистов России,
делегатом которого вы были?
— Для меня
праздным делом было бы размышлять
об этом. Возродиться должна сначала
почва — экономика.