издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дни открытых сердец

Дни открытых
сердец

Светлана
ГРИГОРЬЕВА

Более
четырехсот участников собрались в
Иркутске в декабре на пятнадцатую
областную конференцию
"Молодость. Творчество.
Современность".

Молодые
художники и литераторы,
кинематографисты и журналисты,
актеры и танцоры в очередной раз
доказали, что не скудеет наша земля
талантами.

Проследить
за всеми передвижениями молодых
дарований в эти дни было сложно:
шумными ватагами они перебегали из
здания художественного музея в
театр, из центральной школы
искусств — во Дворец культуры
"Юниссиб". Привычной тишины на
открытиях выставок и конкурсных
программ не было — спорили,
разгоряченные, доказывали в
конкурсном азарте свое право на
звание лауреата. Победители были
счастливы, не отмеченные огорчены —
но важнее было творческое общение,
желание заявить о себе, проверить
себя на зрителе и слушателе.

Для
художников в жанрах
изобразительного и прикладного
искусства их занятие давно стало
профессией. По уверенному почерку о
многих можно было говорить как о
личностях, уверенно заявивших о
своем мастерстве и творческой
состоятельности. Но на то и
существует конкурс, чтобы можно
было определить лучших. Первую
премию жюри присудило художнику из
Братска Сергею Моисееву, который
привлек внимание смелостью
художественного поиска.

На выставке
прикладного искусства лидировала
мастер по изготовлению напольных
ваз Светлана Уварова из Ангарска.
Ее изделия отличаются современным
дизайном, необычностью и
сложностью форм. Ярко и очень
красочно выглядели вазы и блюда
Ольги Вахрушевой из Хайты. Изделия
из фарфора очень трудоемки в
работе, они требуют от художника
большого терпения и старания.
Приходится удивляться, как удается
создавать столь прекрасные вещи на
заводе, где остановилось
производство.

Выставка
прикладников получилась очень
живописной. На ней были ювелирные
изделия, вышивки, вязание — красота,
сотворенная женскими руками.
Достойно проявили себя и мужчины:
актеры народного театра драмы
продемонстрировали искусство
изготовления оружия казаков
прошлого века — булав, топоров,
кольчуг.

Секция
архитектуры была немногочисленной,
что неудивительно. Далеко не каждый
специалист к тридцати пяти годам
может получить заказ на
самостоятельный проект. Игорю
Лованову это удалось, он много
работает над интерьерами, был
участником авторских разработок
жилых домов, которые надо было
"вписать" в старинные
постройки центра города.

Традиционно
самой серьезной по значимости
оказалась работа секции
литераторов. Более сорока ее
участников из Усолья-Сибирского,
Тулуна, Усть-Илимска и Усть-Орды
представили на рассмотрение жюри
свои повести и рассказы, стихи и
поэмы. Среди прозаиков лауреатом
стал преподаватель музыкальной
школы из Иркутска Александр
Турханов, а лучшего поэта отыскали
в поселке Лесогорск Чунского
района.

Ритмы работы
каждой секции были разными.
Литераторы и журналисты, например,
заседали в тиши кабинетов, обсуждая
не только отдельные рассказы,
статьи, теле- и радиопередачи.
Большое внимание уделялось слову,
способу мышления авторов. Среди
журналистов лидировал Алексей
Просекин, который побывал во многих
"горячих" точках СНГ, —
репортажи, написанные очевидцем, не
равнодушным к чужой беде, отмечены
жюри. Журналист из Усть-Орды Бато
Петрунин пишет на другие темы — он
глубоко чувствует бурятскую
национальную культуру, религию
шаманизма и умеет подать газетный
материал с поэтическим
вдохновением.

На первый
взгляд, скромной могла показаться
выставка фотохудожников,
проходившая в Доме актера. Правда,
многие мастера доставали из
"запасников" фотографии, не
разместившиеся на стенах,
настаивая на пристальном внимании
к себе членов жюри. Фотографы
сегодня стали в большинстве своем
мастерами-одиночками. В прошлое
ушли детские и взрослые клубы, я
проявка пленок перестала быть
ручным и кропотливым занятием. Но
успехи заметны: кто посвящает себя
этому искусству, по-новому смотрит
на мир, выстраивая его образ в
сложном композиционном
пространстве. Наиболее интересными
оказались работы Юрия Новикова.

Восточно-Сибирская
студия кинохроники собрала в своих
стенах режиссеров и операторов,
снимающих сегодня сюжеты для
телевидения и рекламные ролики.
Нашлась даже группа энтузиастов,
которая попробовала создать
игровое кино. Многие молодые
кинематографисты горят желанием
учиться, экспериментировать,
искать и находить свой
художественный мир и воплощать его.
К сожалению, не во всех городах
области есть оснащенные базы, на
которых можно было бы нормально
трудиться, приобретая навыки,
мастерство и умение.
Кинематографисты — народ одержимый
своей профессией, И все-таки к
кому-то приходит успех, как,
например, к Вячеславу Столярову.
Его "Воробьиная оратория"
сделала его лауреатом конференции.

Днями
открытых сердец можно назвать
общение актеров любительских
театров, проходившее в стенах
театрального училища. Именно на эту
секцию молодежь приехала из самых
отдаленных северных районов
области — Железногорска и Чуны.
Удивил и выбор репертуара — Иван
Тургенев, Александр Островский,
"Медея" Софокла. Именно эти
авторы позволили актерам говорить
со сцены о высоких чувствах,
великом сострадании к человеку,
любви и надежде. Имена победителей
для тех, кто следит за любительским
театральным искусством, не стали
открытием — это Михаил Синчурин из
театра "Предместье"
политехнического университета,
Сергей Андрасюк из ангарского
"Чудака" и Анна Портнягина из
иркутского "Диалога".

Совсем
по-другому проходил конкурс в
профессиональных театрах. Жюри
пришлось смотреть работы более
тридцати исполнителей в текущем
репертуаре. Это колоссальный труд,
а если учитывать, что многие актеры
служат в театре первый или второй
сезон, то уровень их мастерства мог
показаться несколько монотонным —
одна школа и пока что несколько
ученический подход к профессии.
Конечно, победили более опытные:
Степан Догадин и Елена Серова из
областного театра драмы имени
Охлопкова, Елена Грищенко из ТЮЗа
имени Вампилова.

Бесконечно
сложной была работа секции
музыкального творчества.
Оказывается, поющих молодых людей
очень много и выступают они в
разных жанрах — от
вокально-инструментальных
ансамблей до фольклора, не забывая
и об авторской песне, романсе,
популярной и классической музыке.
Много было пианистов, скрипачей,
хоровых ансамблей. По существу
работа этой секции могла стать
отдельным фестивалем,
демонстрирующим исполнительский
уровень, экспрессию музыкального
движения и просто хороший вкус.
Жюри старалось отметить всех
талантливых во всех жанрах, но
симпатии оказались на стороне
классической музыки и ее яркого
представителя — камерного хора под
руководством Беллы Семеновой. Стал
лауреатом и молодой композитор
Павел Хайрулин, песни которого
исполнял заслуженный артист России
Виктор Лесовой. Блестяще показал
себя на конкурсе и камерный оркестр
из Братска под руководством
Владимира Недайводы.

Надо
заметить, что Братск достойно
представляли на конференции
многочисленные молодые таланты —
художники, литераторы (дипломом
третьей степени отмечена школьница
— поэт Оля Бабаченко), танцевальный
ансамбль "Жарки". Секция
хореографического искусства
поразила контрастами: одни
коллективы танцевали на высоком
уровне, приближающемся к
профессиональному, другие были
просто любителями из
художественной самодеятельности.
Лидеры определились сразу — это
ансамбли "Жарки" из Братска,
"Узорочье" и
"Провинциальные танцы" из
Иркутска.

Но в ходе
работы этих секций постоянно
возникал вопрос: может быть, в таких
видах искусства, как хореография,
музыкальное творчество, надо
выдвигать на конкурс не самих
исполнителей, а молодых
руководителей, для которых высокое
звание лауреата может стать
хорошей поддержкой и стимулом в
творчестве?

Первая
конференция "Молодость.
Творчество. Современность"
прошла в Иркутске в 1953 году. Она
была организована по инициативе
творческих союзов и обкома
комсомола с целью профессиональной
учебы и поддержки молодых
дарований. Сколько воды утекло с
той поры — статус творческих союзов
стал другим, комсомол канул в лету.
Замечательно, что наша творческая
молодежь один раз в три года может
собираться вместе, советоваться с
профессионалами, получать оценку
своей работе, а если повезет —
звание лауреата. Только вот,
путешествуя из одной секции в
другую, начинаешь понимать дух
конференции — учеба уступает место
чисто конкурсному показу. Может
быть, стоит изменить положение и
этот форум творческой молодежи
нашей области назвать фестивалем?

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры