У иркутян -- кубок Райкина
У
иркутян — кубок Райкина
Но
маленький…
Светлана
МАЗУРОВА, "Восточно-Сибирская
правда"
Из
дальних странствий возвратясь
(Москва, Санкт-Петербург, Латвия,
Эстония), в редакцию заглянули
радостные, счастливые и довольные
артисты эстрадного театра сатиры и
юмора г. Иркутска супруги Дмитрий
Иванов и Антонина Истомина. А
радоваться есть чему, еще бы!
Побывали на международном
фестивале сатиры и юмора "Море
смеха" в Риге и Таллине, привезли
оттуда награду — кубок Райкина. И,
конечно, массу впечатлений…
— Сразу
внесем ясность: главный приз
восьмого международного фестиваля
— большой кубок Райкина — был
вручен признанному мастеру эстрады
Роману Карцеву, который скоро
отметит свое 60-летие и еще одну дату
— 35 лет на эстраде (кстати, Карцев 8
лет работал вместе с Аркадием
Райкиным). Награду вручал
победитель прошлогоднего
фестиваля (такова традиция) —
Михаил Задорнов. Мы, наряду с
другими участниками, тоже получили
кубки. Правда, меньшего размера. И
еще нам всем, независимо от чинов и
регалий — и звездам, и неизвестным
молодым артистам, — вручили
дипломы. В них расписались все
бывшие на фестивале корифеи
эстрады: артисты Роман Карцев и
Клара Новикова, писатели-сатирики
Лион Измайлов, Михаил Задорнов и
Аркадий Арканов.
—
Постойте, они были в жюри конкурса?
Или в качестве почетных гостей? Не
хочу вас обидеть, но как в одном
конкурсе могли участвовать
Задорнов, Карцев и Иванов с
Истоминой из Иркутска?
—
Рассказываем историю.
Фестиваль-конкурс "Море смеха"
ежегодно проводится в Риге, где, как
известно, родился Аркадий Райкин.
Его президент — писатель-сатирик,
великолепный организатор Марк
Дубовский. Фестиваль
международный, но русскоязычный, в
нем участвуют артисты из России,
Белоруссии, Молдавии, Украины,
Латвии… Приглашают звезд. Для тех
же участников, кто попал на него по
конкурсу, — это большая честь. Одна
из главных задач — открыть новые
имена. Поэтому идет строгий отбор,
требования там очень высокие. — Я
давно мечтал попасть на этот
престижный фестиваль, —
рассказывает Дмитрий. (Именно он в
"семейном театре" артист
разговорного жанра, пародист.
Антонину же, хотя она и помогает
мужу шутить на сцене, зрители знают
как певицу, аккомпанирующую себе на
гитаре). — В 1996 году отправил свою
видеокассету в оргкомитет в Москву,
в 1997 — встретился с представителем
конкурса и уже собирался поехать,
но не получилось. Нынче фестиваль
должен был состояться весной, в
апреле, уже были куплены билеты. И
опять, увы, не судьба: обострились
отношения между Латвией и Россией.
А тут и экономический кризис
грянул. Понятно, что проведение
фестиваля требует очень больших
расходов…
В этом году
из России были приглашены
представители трех театров: 2
артиста из Санкт-Петербурга (театр
"Лицедеи"), 2 — из Москвы (театр
пародий "Плюс", это Лион
Измайлов, а также Николай
Лукинский, уже довольно известный
пародист, недавно выступал в
"Аншлаге") и мы. Юрий Гальцев из
Санкт-Петербурга и мы были на
фестивале впервые, Лукинский — во
второй раз.
Нас
поразила… объективность. Когда
уезжали из Иркутска, слышали
столько напутствий типа "Ну,
смотрите, возвращайтесь с
победой!" Мы же заранее были
уверены, что все призы достанутся
хозяевам, учитывая сложное
отношение прибалтов к русским, и,
конечно, знали, что не обидят
столичных артистов. Но вот тебе
факт. Программу первого дня
открывали ребята из латвийского
театра эстрады (мы шли вторым
номером), и хотя они очень
старались, все видели: слабо, и их
сняли. Позже мы во всех концертах
стали выступать первыми. Это,
естественно, сложно, ведь зал еще
"не разогрет". Нас встречали
очень тепло, мы даже не ожидали
такого приема, честно!
Фестиваль
должно было снимать ОРТ. Но, сама
понимаешь, кризис, разные
государства, большие деньги…
Снимало только Латвийское
телевидение.
В этом году
впервые решили провести такой
фестиваль и в Эстонии. Так что, мы
выступали и там. Всюду — и в Риге, и в
Таллине — были полные залы.
Посмеяться народ любит!
Нам было
очень приятно увидеть афиши, где
огромными буквами — про нас. Нет,
правда, шрифтом в три раза большим,
чем имена звезд. Представляешь
Задорнов, Карцев, Новикова — все
одним шрифтом, а потом громадными
буквами: "И это еще не все". Вот
это и были мы. Кто знает Иванова и
Истомину?
—
Интересно, с чем вы выступали?
— Я готовил
(это опять Дмитрий) "обойму"
пародий на политиков, но Лукинский,
который завершал программу,
приготовил те же "голоса". И
два раза — в общем, сама понимаешь…
Срочно пришлось перестраиваться. Я
связал только что прошедший
100-летний юбилей Московского
художественного театра с
фестивалем "Море смеха", то
есть решил показать, как с
праздником смеха "приехали"
поздравлять нас Ефремов, Доронина,
Табаков, Калягин, вспомнили ушедших
— Евстигнеева, Смоктуновского.
"Были" и артисты разговорного
жанра — Хазанов, Шифрин. А еще
вспомнил Папанова (у него в те дни
был день рождения) и Миронова (он,
как известно, умер во время
гастролей в Риге). Я на всю жизнь
запомнил слова Папанова, сказанные
мне: "Пародировать мой голос
несложно, а вот душу передать — поди
попробуй!" Да-а, попробуй передай
душу артиста… Публике понравилось,
видно, что соскучились по таким
номерам. Да это и не пародии, точнее
— показ. Я же не высмеиваю своих
кумиров, я их очень уважаю.
Еще мы
показали миниатюру Анатолия
Трушкина, которую отобрал
оргкомитет.
— Были
пресс-конференции? Участвовали вы в
них?
Дмитрий:
— Были. Мне пришлось выступать в
роли культпросветработника. Как
мало, оказывается, знают в
Прибалтике о Сибири! Там живут
другими интересами, больше
ориентируясь на Запад. Интерес к
нам возникал постоянно. Многие
подходили, интересовались, как мы
живем. А один молодой
корреспондент, с виду очень умный,
задал мне провокационный вопрос:
"Вы лучше расскажите, как у вас
между собой воюют мэр и
губернатор?" Я рассказывал, что,
несмотря на трудные времена, мэр и
губернатор у нас уделяют много
внимания культуре, науке,
образованию. Что у них полностью
совпадают взгляды, действия, и они
работают рука об руку на благо и
процветание иркутян, сибиряков. И
вдруг мне:
— Не
рассказывайте сказки. Мы же знаем,
что ваш Наздратенко воюет…
Я понял, что
этот журналист считает, что Иркутск
входит в Дальний Восток… Когда
говоришь Байкал, они примерно
представляют, где мы находимся.
— Вы
столько дней общались, что
называется, бок о бок со звездами.
Что скажете о них?
Антонина:
— Они оказались очень приятными
людьми — поющими, юморящими. Правда,
сначала, как только все вместе сели
в автобус, мы немного смущались. Но
потом, общаясь, поняли, что с ними
легко. Получили хорошие эмоции. Они
постоянно друг друга подкалывают.
Это в порядке вещей. С ними надо ухо
востро держать. Клара Новикова
удивилась, когда мы, голодные, после
дня беготни, набросились на еду. Она
сидит на кефирной диете. Очень
подвижная! Арканов сказал, что у
него в Иркутске есть друзья и он с
удовольствием бы приехал сюда. Нам
он предложил включить в репертуар
монологи писателя Зорина, который
когда-то сочинял для Мироновой и
Менакера.
В
профессиональном плане ущербности
провинциалов мы не чувствовали.
Зрители принимали нас хорошо. И при
гробовой тишине в зале (было и
такое) мы, в отличие от некоторых, не
выступали.
Дмитрий:
— Во время наших выступлений звезды
стояли за кулисами, с интересом
смотрели, смеялись. После каждого
концерта были общие ужины в
гостинице, ресторане. Можно было
спокойно общаться с любым из
известных писателей, артистов. Ни у
кого из них нет апломба. Говорили о
проблемах эстрады. Все смотрели на
нас как на что-то диковинное,
удивлялись, что в Сибири еще юморят!
Кстати, из-за Уральских гор на
фестиваль впервые приехали
артисты.
Карцев
возмущался, что на эстраде сейчас
царит пошлость, большинство
интермедий — про секс.
Употребляются такие словечки и
выражения, что Райкин пришел бы в
ужас, услышав это. Мало доброго,
интеллигентного юмора. Сокрушался,
что не видно замены артистам его
поколения. Не потому, что нет
способных молодых артистов, нет
талантливых писателей-сатириков.
Артистов разговорного жанра теперь
заменили ведущие различных
телевизионных ток-шоу. И
телевидение очень пошлое…
Знаешь, какую
ущербность мы чувствовали?
Материальную. Например, Клара
Новикова получает за концерт 5
тысяч долларов. С ней едут
костюмерша, которая меняет ей
платья, личный звукооператор и
директор. И вот ее директор
спрашивает меня: "А вы сколько
стоите? Во сколько себя
оцениваете?" Я, может быть, и
высоко себя оцениваю, но что толку?
Получаю-то во много сотен раз (!)
меньше. Мне могут заплатить, скажем,
10 долларов. Да что Новикова,
пародист Грушевский получает в
тысячу раз больше меня. Но в Москве
сотни ночных клубов и масса богатых
людей, которые могут позволить себе
покупать дорогие билеты… Когда я
сказал, что у меня более ста
благотворительных концертов, все
рассмеялись: "Ну ладно, не
рассказывай сказки…" Они
бесплатно не работают. Это Андрей
Миронов, мог приехать к нам в
театральное училище и бесплатно
выступать три часа. Единственное,
что он попросил, — машину.
Безнравственно,
когда нищий занимается
благотворительностью, но
приходится. Как можно отказать,
когда просят выступить бюджетники,
спасатели? У нас в Сибири другие
понятия.
— А
благодаря кому состоялась ваша
поездка? Нашлись спонсоры?
— Сегодня
"легких" денег ни у кого нет,
просто так их не дают. Да и мы не
хотим быть обязанными никому.
Деньги, что мы получили, — это
предоплата за будущие концерты,
новогодние вечера, которые мы
обещали отработать. В общем, теперь
весь год будем работать бесплатно
для трудовых коллективов
многих-многих контор.
Поддержал
нас Борис Александрович Говорин,
спасибо ему. И еще большое спасибо
генеральному представителю
авиакомпании "Трансаэро"
Владимиру Ивановичу Шестакову.
А в свободное
время, так и напиши, с удовольствием
откликнемся на приглашения дать
концерт или провести какой-то вечер
— и не только для иркутян. Вот
только что, например, были в Оеке.
—
Интересно, как тебя, Дмитрий, теперь
объявляют? Лауреат международного
фестиваля?.. Обладатель кубка
Райкина?
— Ну что ты. Я
всегда говорил и говорю, что я
просто гражданин Иркутской
губернии.