ИркАЗ на колесах
ИркАЗ
на колесах
Геннадий ЦЫБИН,
журналист
Транспортно-складской
цех (ТСЦ) Иркутского алюминиевого
завода — одно из тех подразделений,
которое обеспечивает ритмичную
производственную деятельность
ведущего предприятия Шелеховского
района. В каждой тонне металла есть
доля труда автотранспортников. Но
представляется не менее важной
другая сторона: стремление
коллектива искать и находить
гибкие решения в изменившихся
экономических условиях.
— А вообще-то,
— говорит начальник цеха Валерий
Щеглов, — новую ремонтную зону
будем запускать уже в первом
квартале будущего года. Главное —
тепло дали, чтобы отделку закончить
в срок, смонтировать оборудование,
установить станки…
Просторный
цех ремонтной зоны к ТСЦ отошел
после реорганизации управления
"Строймонтаж". Начав свою
деятельность под заводской крышей,
ремзона будет принимать 10—12
автомобилей различных видов и
предназначения. В отличие от старой
мастерской, где по заугольям ютятся
агрегатные участки, новые мощности
обеспечат высокое качество ремонта
расширившегося в последние 3-4 года
парка автомобилей и механизмов
завода (более 200 единиц ежедневно
обслуживают нужды ИркАЗа).
Для
сравнения: парк автомобилей и
механизмов всех промышленных
предприятий Шелеховского района —
1200 единиц. Автохозяйство ИркАЗа
самое крупное, можно сказать,
уникальное. Потому что эта техника
носит универсальный характер: в
собственности ТСЦ автокраны и
дорожно-строительные машины,
грузовой транспорт и пассажирские
автобусы, рефрижераторы и
бетоносмесители, и даже
молоковозы…
— Окажись мы
на необитаемом острове, — шутит
Валерий Иванович, — все равно
решили бы свои проблемы полностью.
Шутка-шуткой,
но именно универсальность ТСЦ
позволяет выполнять огромный
комплекс работ. Я убедился в этом,
побывав на строительстве большой
заводской автостоянки. Все —
планировка площадки и
транспортировка грунта, завоз
гравия, других работ — выполнялось
механизмами ТСЦ. Хотя в Шелехове
существуют специализированные
автобазы, управление механизации.
Оправданно ли создание такого
натурального автохозяйства?
— Это
продиктовано экономической
целесообразностью, — ответил
генеральный директор ИркАЗа Игорь
Гринберг. — Какое-то время мы
арендовали у специализированных
предприятий необходимую технику и
механизмы. Но до тех пор, пока они не
взвинтили цены на свои услуги.
Затем вынуждены были отказаться.
Тщательно просчитали различные
варианты развития своей службы и
пришли к выводу: собственный
автопарк — это хлопотно, но выгодно.
Впрочем, тут
есть еще один нюанс. Завод до сих
пор остается потребителем немалого
количества материалов и
оборудования, транспортировка
которых возможна только
автотранспортом. Необходимость в
этом возникла после ликвидации
оптовых баз, услугами которых
пользовался ИркАЗ. Это
обстоятельство стало определяющим
в стратегии развития ТСЦ.
Сегодня
маршруты его тягачей пролегли в
Казахстан, Беларусь, на Украину, в
Москву и Екатеринбург. Два
суперМАЗа и КАМАЗ возят древесный
уголь из Приморска, Тулуна и
Нижнеудинска.
— Мы
отказались от привычных схем и
взяли за основу выгоду того или
иного дела, — доказывает свою
позицию В. Щеглов.
Местному
автотранспортному предприятию
завод, например, ежегодно платил 2,5
миллиарда старых рублей за
перевозку своих работников.
Отказавшись от услуг АТП, купили на
сэкономленные деньги "Икарус".
Дешевле стало самим ремонтировать
узлы и агрегаты автомобилей —
накрутки на заказы в РМЗ, ТРЗ, ШарЗа
были разорительны. Приемлемым
оказалось продать еще "ходовую
технику" леспромхозам — они
охотно брали ее. В ТСЦ рассчитали,
что глобальный ремонт просто
невозможен и даже составили
графики наиболее оптимальных
сроков использования машин, не
дожидаясь, когда они вот-вот
"дойдут". Один из результатов
подобного движения — очень высокий
коэффициент готовности транспорта:
по данным ГАИ он достигает 0,94—0,96.
Внедряемые
новшества позволили вовлечь все 395
человек коллектива в политику
"ужесточения
техобслуживания", которая
подкреплялась стремлением каждого
работника не только подтвердить
свою квалификацию, но и желанием
сохранить свое рабочее место.
Побочный итог такой политики —
полностью искорененное пьянство на
производстве.
Универсальность
ТСЦ ИркАЗа состоит еще и в том, что в
сферу его деятельности включены
ведущие отделы: снабжения, сбыта,
оборудования, подвижного состава,
транспортно-складского хозяйства.
Передача ему отделения подготовки
сырья разрешила давнюю проблему
простоя вагонов. Сегодня можно
говорить о положительной динамике
сокращения простоев. Если в 1995 году
они достигали 12,5 часа, то уже в 1997 —
1,3. Валерий Иванович оценил это
проще: "Когда все вместе, в одних
руках — это дает хорошие
результаты".