Когда б вы знали, из какого сора...
Когда б
вы знали, из какого сора…
Лилия
МОСКАЛЕНКО, журналист
Все музы были
представлены на конференции
"Молодость. Творчество.
Современность". Но, вероятно,
самый сильный накал страстей
ожидался в секции "изящной
словесности".
Поэт Татьяна
Суровцева, член жюри, объясняет это
так: "Мы ищем новое слово. На
пороге третьего тысячелетия поэты
не имеют права писать, как в конце
прошлого века".
Служить
Эвтерпе, музе лирической поэзии,
нелегко ведь, судьи — такие корифеи
стихосложения, как А. Румянцев, В.
Скиф, Т. Суровцева, В. Соколов, В.
Козлов, редактор журнала
"Сибирь", А. Горбунов, лауреат
премии А.Н. Островского.
До недавнего
времени средний возраст участников
был около 30—35 лет. В нынешнем году
конференция оправдала свое
название — многим дарованиям от 14
до 22 лет.
Но молодость
не только непосредственна и
искренна. Она еще, увы, и неопытна. В.
Козлов отметил, что стихи юных
участников почти не связаны с
реальностью, светят "отраженным
светом". Используются привычные
образы — штампы: "бокал души"
или "разбитое сердце". Не все
умеют слышать слово. Зараженность
иностранной лексикой и блатным
жаргоном тоже мешает таланту.
Чувствуются заимствования И.
Бродскому, Н. Рубцову, С. Черному.
По едкому
выражению одного критика,
молоденькие поэтессы — либо
"подахматовки", либо
"подцветаевки". Многие
представительницы прекрасного
пола в своем творчестве грешат
нарочитым эстетством.
Вот такие
"придирки" были у жюри.
Жесткие, но необходимые, потому что
только так можно отделить "овец
от козлищ", "бурьян от розы".
Найти таланты.
А они были.
16-летняя Ольга Бабачан из Братска
поразила жюри умными, философскими,
совсем не девичьими стихами. В них и
история, и боль за Россию, и
раздумья. И форма прлестная.
Или,
например, Вячеслав Тюрин из
далекого села Лесогорска Чунского
района. Стихи прочитал тихо, даже
невыразительно. В зале на несколько
секунд — тишина. Затем критики
выдохнули: "Настоящий поэт".
Конечно, еще в стадии становления.
Есть влияние того же Бродского:
стих часто ломается инверсией, но
становится драматичнее и глубже.
"В конце,
когда время включили,
напело мне
море песню, упругие волны слоя…"
На суд
литературных корифеев: писателей В.
Китайского, О. Слободчикова, Е.
Суворова было вынесено все
жанровое разнообразие прозы:
повести, рассказы и даже сказки.
Из
прозаических жанров на конференции
преобладала повесть.
Реалистическая и фантастическая.
Что здесь
больше всего не устраивало жюри?
Во-первых, неубедительность.
"Читатель должен проникаться
вашим настроением", — говорит В.
Китайский. Во-вторых, стремление
юных авторов к описательности.
Нужно не говорить о герое, а
показывать его.
Несмотря на
самобытность каждого из авторов,
есть нечто, что их объединяет. Это
интерес к философскому осмыслению
человека, его духовному миру, а не
"социальным проблемам. Возможно,
поэтому стали появляться
"новые" жанры. Например,
религиозная мистерия.
Жюри
выделило четырех участников,
которых (хотя бы в недалеком
будущем) можно смело назвать
писателями. Это А. Турханов, лауреат
прошлого года. Он участвовал в
конференции двумя рассказами.
Это Н.
Мурыкин, автор замечательных
детских сказок: "Про почтовый
ящик и телеграфный столб",
"Подушка" и многих, многих
других, Простые, добрые, но с
глубоким философским смыслом, они
напоминают нам любимые истории
Андерсена.
Это А.
Гусенникова, автор повести
"Муся". Житейской мудростью,
простотой изложения, повествование
сразу располагает к себе читателя.
Это студент
юридического факультета П.
Фереферов со своим рассказом
"Одноклассники". Автор —
лауреат ангарской конференции,
печатался в журнале
"Первоцвет".
Конференция
удалась. Среди зарослей бурьяна
можно увидеть розы. Таланты есть.
И кто знает,
вдруг через несколько лет кто-то из
них опять удивит Россию, как это в
свое время сделали Распутин и
Вампилов.