И арфы звуки чудные чаруют душу...
И арфы
звуки чудные чаруют душу…
Людмила
ПОТЕМКИНА
Историки
отмечают сходство музыкального
инструмента арфы и инструмента для
охоты — лука. Натянутая тетива
издает при касании характерный
звук, и это, по всей видимости, было
точно подмечено древними людьми.
Сейчас арфа — самый изысканно
красивый инструмент
симфонического оркестра:
золоченый, украшенный перламутром,
слоновой костью.
Может быть,
поэтому, когда шестиклассница Аля
Федорова впервые увидела столь
божественный инструмент (а было это
в Ленинграде в Мариинском театре на
постановке оперы Бородина "Князь
Игорь"), мечта стать
исполнительницей именно на арфе
стала заветной для девочки.
Позади годы
учебы в музыкальной школе, в
школе-десятилетке при
Ленинградской консерватории, в
самой консерватории, работа в
театрах оперы и балета —
Туркменском государственном,
Челябинском.
В Челябинске,
кстати, Александра Ивановна
встретила свою судьбу — Евгения
Борисовича Путятова. В семье
выросли две дочери, Вера и Наталья
(сейчас они преподаватели
английского языка в вузе). В
Челябинск приезжала
гастролировать знаменитая
арфистка Вера Дулова. Маэстро
предложила Путятовой исполнить
соло из балета "Раймонда"
Александра Глазунова. Вначале
Александра Ивановна пробовала
отказаться, ведь выступать вместе
со всемирно известным артистом
непросто. Вера Дулова настояла на
своем, не побоявшись, что
непризнанная арфистка может
испортить ее игру. Всего же за годы
работы Путятовой было сыграно
примерно около сорока опер и
балетов — от "Руслана и
Людмилы" и "Снегурочки" до
"Эсмеральды", "Овода",
"Шурале".
Четыре года
пришлось поработать в Башкирском
государственном театре оперы и
балета. (В Челябинске дирижировал
Исидор Зак, в Уфе — Альтерман,
Руттер, Муталов).
А затем —
Иркутск, симфонический оркестр.
Александра Ивановна давно хотела
поработать именно в филармонии,
поиграть "чистую", небалетную,
музыку. В 1968 г. дирижер Виктор
Барсов пригласил Путятову. В город
Александра Ивановна, по ее словам,
влюбилась — архитектура напоминает
ленинградскую. Понравились и
иркутяне, коллектив оркестра. Из
дирижеров запомнился Эдуард
Гульбис, прирожденный артист.
Вместе с Иркутским симфоническим
объездила полстраны — Хабаровск,
Норильск, Челябинск… В 1993 году в
оркестр пришел дирижер Олег Зверев.
Александре Ивановне импонирует его
стиль работы, по словам арфистки, во
время дирижирования от него
исходит некая энергетическая аура,
помогающая во время исполнения
произведения. В свою очередь,
коллеги отмечают высокое
профессиональное мастерство
оркестранки.
Музыка для
Александры Ивановны это все —
призвание, страсть, творческая
суть. Ведь ее мама, обладательница
лирико-колоратурного сопрано,
наряду с преподаванием русского
языка и литературы в
общеобразовательной школе
посещала оперную студию при
Ленинградской консерватории, и уже
в дошкольном возрасте Аля, подражая
маме, распевала перед зеркалом, как
взрослая, романс Михаила Ивановича
Глинки "Жаворонок".
Тридцатилетие
творческой деятельности артистки в
Иркутском симфоническом оркестре
совпало с юбилеями филармонии. И, по
словам самой исполнительницы, лишь
сейчас ею осознаны значимость
музицирования, исполнительского
искусства, лишь сейчас она
воспринимает арфу как своего
соавтора.
Совсем не
случайно творческий ренессанс
арфистки пришелся на время ее
работы в филармонии — репертуар
здесь по сравнению с оперным более
самостоятелен, мобилен, обширен.
Что в копилке
у исполнительницы? Самые сложные
произведения: концерт для флейты и
арфы Моцарта, "Интродукция и
аллегро" Равеля для арфы,
струнного квартета, флейты и
кларнета, танцы Дебюсси, панорама
из балета "Спящая красавица",
увертюра-фантазия к "Ромео и
Джульетте" Чайковского, соло из
балета "Раймонда" Глазунова,
симфонические танцы Рахманинова,
сопровождающие партии — ария
Далилы из оперы Сен-Санса,
"Самсон и Долила", романс
"Весенние воды" Рахманинова.
Как большую
реликвию в семье Путятовых берегут
фотографию, где Александра
Ивановна выступает на смотре
молодых талантов 1956 года в Колонном
зале Дома Союзов.
Впереди —
участие в вечере композитора
Шуминова, в юбилейном концерте 26
декабря, посвященном 40-летию
Иркутского симфонического.
Те, кто
придет на концерт, вновь услышат ни
с каким другим инструментом не
сравнимые чарующие арфные
глиссандо, прекрасную,
вдохновенную игру Александры
Ивановны Путятовой.