Как мы боролись с теневой экономикой
Как мы
боролись с теневой экономикой
Александр
ВАССЕРМАН, начальник областного
управления по борьбе с
экономической преступностью
Сегодня
экономика области, как и всей
России, находится в тяжелейшем
состоянии. Кризис
финансово-кредитной системы
способствует нарастанию
социальной напряженности в
обществе, обострению оперативной
обстановки. В этих условиях
деятельность органов внутренних
дел по обеспечению защиты
экономики от преступных
посягательств приобретает
чрезвычайно важное значение.
В результате
принятых мер за 10 месяцев этого
года количество выявленных
преступлений на объектах
топливно-энергетического
комплекса увеличилось в 2,9 раза, на
потребительском рынке — в 2,6 раза, в
финансово-кредитной системе — на
97,2%. Общее количество вскрытых
преступлений экономической
направленности выросло на 11,4%,
тяжких — на 28.1%, должностных — на 16,8%,
групповых — на 60,2%. Установленная
сумма причиненного материального
ущерба по оконченным
расследованием уголовным делам
составила 64,6 млн. рублей, его
возмещение — 79,8%.
Весной
нынешнего года нас серьезно
критиковали за слабое участие в
работе по пополнению доходной
части федерального бюджета,
сегодня положение выправляется.
Совместно с другими
правоохранительными органами
проведено 812 проверок предприятий,
не сдавших отчетность в налоговую
службу или сдавших нулевые балансы.
Разыскано 970 должников. Совместно с
налоговыми органами проверено 1686
физических лиц, занимающихся
предпринимательской деятельностью
без регистрации, и 1960, не
представивших в установленные
сроки декларации о доходах. Только
по торговым предприятиям выявлено
около 12 тысяч административно и
более 200 уголовно наказуемых
правонарушений. На виновных
наложено штрафов на сумму 1,9 млн.
рублей. В ходе этих мероприятий
изъято имущества и ценностей на
сумму 3,5 млн. рублей, 1200 долларов
США. Начислено в федеральный бюджет
354 тыс. рублей и в местный — 1,5 млн.
рублей.
Активно
проводилась работа с
предприятиями, уклоняющимися от
возврата взятых из бюджета
кредитов и ссуд. Более 20 из них с
долгом рассчитались полностью. По 9
были возбуждены уголовные дела. В
ходе расследования у должников
изымались недвижимость, другое
ценное имущество и денежные
средства. Однако проблема остается.
Она порождена тем, что кредиты
выдавались под недостаточно
проработанные проекты, фирмам с
неустойчивым финансовым
положением, слабо осуществлялся
контроль за целевым использованием
ссуд.
В настоящее
время прокуратурой, УВД,
подразделениями по борьбе с
организованной преступностью
проверяются различные направления
финансово-хозяйственной
деятельности АО "Финпром". К
сожалению, дело продвигается туго.
Объясняется это, в первую очередь,
тем, что деятельность общества
учредителями — фондом областной
собственности и комитетом по
управлению имуществом области —
практически не контролировалась.
Годовые собрания акционеров с
отчетами не проводились.
Сохранность документации не
обеспечивалась. Из-за этого
затягиваются сроки проверки,
осложняется процесс расследования.
Тем не менее одно уголовное дело —
по обвинению в злостном уклонении
от погашения кредиторской
задолженности бывшего президента
АО "Финпром" Помигалова —
окончено расследованием и
направлено в суд. В отношении него и
ряда других бывших руководящих
работников АО "Финпром" и
областной администрации
продолжается расследование еще 6
уголовных дел по фактам
злоупотребления полномочиями.
Сейчас в суде
рассматривается уголовное дело по
фактам хищения денежных средств в
крупных размерах и дачи взятки
должностному лицу президентом
фирмы "Баргузин-Авто"
Барышниковым и получения взятки
бывшим начальником управления
социальной защиты населения
обладминистрации Поляковым. В ходе
предварительного расследования
установлено, что Барышников
растратил 2,3 млрд.
неденоминированных рублей
бюджетных средств, предназначенных
для закупа в Южной Корее автомашин
для инвалидов Великой
Отечественной войны, а Поляков
получил от него взятку в виде
импортной автомашины, обеспечив
при этом выделение фирме средств из
бюджета. На текущий момент только
сотрудниками УБЭП УВД области
обеспечивается оперативное
сопровождение 12 уголовных дел,
возбужденных по преступлениям,
представляющим повышенную
общественную опасность.
Стоящие
перед нами сегодня задачи требуют
дальнейшего совершенствования
структуры, расширения штатов
управления БЭП. Наверное, отделение
численностью 8 человек не в
состоянии поставить надежный
заслон преступности в бюджетной
сфере. В том же Красноярском крае в
УВД создан отдел по борьбе с
правонарушениями в бюджетной сфере
численностью 100 человек. Назрела
необходимость создания при УВД
области самостоятельного
подразделения по борьбе с
незаконным производством и
оборотом спирта и алкогольной
продукции. Следует, на наш взгляд,
решить вопрос и об увеличении
штатной численности службы по
борьбе с экономическими
преступлениями. За последние годы в
ряде регионов страны
количественный состав
подразделений БЭП увеличился на
треть и более. У нас же он
уменьшился на 52 человека. При этом в
течение последних трех лет все
показатели оперативно-служебной
деятельности службы имеют
тенденцию к росту.
Противостояние
валу преступности требует более
тесного взаимодействия всех
правоохранительных и
контролирующих органов. Сегодня в
области функционирует шесть служб,
наделенных правами на
осуществление
оперативно-розыскной деятельности.
Чтобы не допустить проникновения
криминала в экономику, обеспечить
ее защиту от преступных
посягательств, необходимо
целенаправленно использовать их
силы и возможности. Нужна
комплексная отработка всех
отраслей, определяющих
промышленный потенциал области
(лесной промышленности, ТЭКа,
нефтепереработки, производства
алюминия и других). Примеры такого
взаимодействия есть, но резервы
далеко не исчерпаны. А, значит, есть
и реальные пути дальнейшего
усиления борьбы с экономической
преступностью.