Подождем до суда
Подождем
до судапроблема
перепрофилирования БЦБК
отправляется в третье тысячелетие
Георгий
КУЗНЕЦОВ, «Восточно-Сибирская
правда»
На
прошлой неделе, как уже сообщала
«Восточно-Сибирская правда»,
административный комитет одобрил
проект постановления главы
администрации области «О
социально-экономическом развитии
г. Байкальска». В этот же день
документ был подписан. Напомню, что
речь в нем, в числе прочего, идет о
подготовке проекта
правительственного постановления
«О разработке концепции
социально-экономического развития
г. Байкальска и перепрофилирования
Байкальского ЦБК в 1999—2005 гг.», о
разработке самой концепции и
выделении из бюджета области на эту
работу 200 тысяч рублей.
Факт
очередного официального
(документального) обращения
областной власти к проблеме
Байкальского ЦБК можно только
приветствовать. После того, как
нынешним летом провалился
очередной проект
перепрофилирования комбината,
предприятие зависло в полной
неопределенности. Никто не знал,
что делать дальше. Правда, принятое
постановление (N 210-пг от 30.11. 98 г.)
тоже вызывает много вопросов. Но о
них, может быть, в другой раз. А
сейчас только об одном, вызвавшем
множество звонков в редакцию.
Во втором
пункте постановления записано:
«Рекомендовать Госкомприроды
области (Удодов Ю.Н.) при оформлении
разрешения ОАО «Байкальский
ЦБК» на сбросы, выбросы
загрязняющих веществ и размещение
отходов на 1999 год не предпринимать
мер по прекращению деятельности
комбината до принятия
вышеуказанного постановления
правительства Российской
Федерации.»
Поясню, что
специальные «разрешения на
сбросы, выбросы…»
предприятиям-загрязнителям
природной среды оформляются
Госкомприроды ежегодно. Если
предприятием будут допущены
серьезные нарушения
законодательства в этом вопросе, то
на следующий год оно может не
получить такого разрешения. А без
него, по действующему
законодательству, предприятие не
может начать производственную
деятельность. То есть теоретически
это равносильно закрытию
предприятия. Правда, только
теоретически. На практике все проще
— предприятие продолжает работать.
Ведь неожиданная остановка
неизбежно порождает социальную
проблему — это сотни или тысячи
новых безработных. Как с ними быть?!
Кроме того, внезапная остановка
почти любого предприятия чревата
серьезными экологическими
последствиями. Если так вот, с ходу
остановить Байкальский ЦБК, то
хозбытовые стоки города Байкальска
окажутся в Байкале без всякой
очистки. Во всяком случае
специалисты комбината утверждают,
что технология существующих
очистных сооружений рассчитана на
обязательное присутствие
стандартного (огромного)
количества производственных
стоков. Без них очистные ничего
чистить не будут.
Отвечая на
мои вопросы, вызванные появлением
этого документа, председатель
Госкомприроды Иркутской области
Ю.Н. Удодов объяснил, что термин
«рекомендовать» в адрес
комитета, в отличие от
повелительного наклонения
остальных пунктов, использован не
случайно. Дело в том, что
природоохранный государственный
комитет является федеральной
структурой. Областная власть не
может что-либо приказать ему.
Формально эта рекомендация может
быть проигнорирована комитетом как
не имеющая юридической силы.
Однако, по убеждению Удодова,
конфронтация с областной властью в
этом конкретном вопросе и в
конкретных обстоятельствах
бессмысленна. Она не улучшит
экологическую ситуацию на Байкале,
не ускорит решения навязшей в зубах
проблемы. Ссоры и склоки, как
показывает практика, всегда
создают гораздо больше
возможностей не для ускорения
решения проблем, а совсем наоборот,
для затягивания времени, для
забалтывания сложного вопроса в
политических дебатах.
Ю.Н. Удодова
текст принятого постановления тоже
во многом не устраивает. Его
«смущают» новые сроки
перепрофилирования — 2005 год,
отсутствие категорического
требования об обязательном
прекращении варки целлюлозы,
другие моменты. Но сам факт, что
областная администрация выступила
с инициативой перепрофилирования
комбината и этим вытянула или почти
вытянула БЦБК из правового вакуума,
в котором находилось предприятие,
он считает положительным. По его
убеждению, было бы гораздо хуже,
если бы областная исполнительная
власть (как до сих пор делает
федеральная) просто молчала.
Второй пункт
документа, обращенный к
Госкомитету по охране окружающей
среды Иркутской области, по мнению
председателя, юридически его ни к
чему не обязывает. Но неоформление
такого разрешения было бы не
деятельностью, а имитацией
деятельности со стороны
облкомприроды, считает Удодов.
Встав на формальную позицию и
закрыв глаза на реальную
действительность, он мог бы сделать
вид принципиального
природоохранника, не дать
разрешения и со стороны наблюдать,
как руководство комбината и
областные власти станут
выпутываться из возникшего клубка
новых экологических, экономических
и социальных проблем. Но в этом
случае ведь и В.В. Глазырин,
директор БЦБК, тоже может сделать
вид законопослушного руководителя
и с двенадцатым ударом часов в ночь
на 1 января 1999 года остановить
комбинат.
К счастью,
руководители они ответственные,
поэтому ничего подобного Байкалу и
Байкальску не грозит.
Ю.Н. Удодов
говорит, что как эколог, как
мыслящий человек, реально
представляющий последствия
подобного шага, он склонен, если
позволит федеральное
законодательство (сейчас вопрос
изучают юристы), оформить
необходимое разрешение. Правда,
скорее всего не на год, как делается
обычно, и не до принятия
соответствующего
правительственного постановления,
как рекомендовано постановлением,
а до принятия судом решения по иску
облкомприроды о прекращении
экологически вредной деятельности
БЦБК. Потом он намерен действовать
в соответствии с решением суда. Это,
по его убеждению, наиболее
цивилизованный путь решения
проблемы.