И стены родные услышат наш смех...
И стены
родные услышат наш смех…
Декабрьские
декады инвалидов стали проводиться
в нашей стране десять лет назад, и
совсем не случайно. Они приурочены
к Международному дню инвалидов. В
эти дни обычно внимание
общественности привлечено к
категории самых незащищенных и
обделенных судьбою людей,
маленьких и взрослых. Как они живут,
в чем нуждаются, что могут для их
поддержки сделать местная и
федеральная власти, какие законы
изданы для них и как они
исполняются — вот вопросы,
поднимаемые декадой, хотя стоят они
всегда и актуальны каждый день.
Мне хочется
пригласить читателя в черемховскую
специальную школу, которая успешно
и профессионально готовит
подростков, имеющих дефекты слуха,
и выпускает их во взрослую жизнь
равноправными членами общества,
воспитывая их с детсадовского и
младшего школьного возраста в
труде, уважении к окружающим, в
радости и любви. 55 лет живет в
Черемхове школа-интернат для
слабослышащих детей.
С самого
начала, с 1943 военного года, первый
директор, фронтовик Георгий
Александрович Радомский (уже
ушедший из жизни) установил в
интернате правила индивидуального
подхода к каждому воспитаннику. На
работу принимали только
добровольцев, тех, кто искренне
желал помочь глухим детям и обладал
сердечным теплом, душевностью,
по-матерински относился к ребятам.
Трудовое воспитание занимало
большое место и время в школьной
программе. Дети вместе со взрослыми
трудились в подсобном хозяйстве, в
саду и огороде, на свиноферме.
Воспитатели для живущих в
интернате учеников были как
родители, к ним обращались и с
просьбами, и в горе, и в радости.
Чтобы работать в такой школе, надо
очень любить детей. И они любили и в
годы войны, любят и сегодня.
В юбилейный
день рождения школы-интерната в
коридорах и классах
четырехэтажного здания
встретились выпускники прошлых лет
со своими учителями. Поразил меня
ритуал приветствия: взрослые и юные
выпускники, нарядные девушки,
женщины, строго одетые мужчины
устремлялись к учительнице с
сияющими глазами и улыбками, крепко
с ней обнимались, прижимались щека
к щеке и так стояли некоторое время,
уступая потом интернатовскую
"маму" следующему однокашнику.
Они и друг другу были искренне рады.
Так взрослые дети возвращаются в
родительский дом, в дружную любимую
семью, где их всегда ждут. Здесь их,
страдающих от глухоты, учили
произносить слова и понимать речь
по движению губ, научили работать в
швейной и столярной мастерских,
мастерить поделки, танцевать, даже
петь (прекрасный педагог Ирина
Нечаева объединила пантомиму и
песню), показывать кукольные
спектакли и сценки в школьном
театре. Но главное — в них воспитали
уважение к людям, уверенность в
себе, широту интересов. Многие
после окончания средней школы
поступают в специальные техникумы
в Гомеле, Челябинске, Иркутске, в
Новосибирский институт социальной
реабилитации. Слабослышащие учатся
в обычных педагогических и
медицинских училищах. Выпускницы
восьмидесятых лет Г. Иванова, Н.
Кондрашова, получив среднее
педагогическое образование,
работают переводчиками общества
глухих в Ангарске и Шелехове. А
Елена Хабибулина окончила
отделение правоведов в Иркутском
пушно-меховом техникуме, стала
работать переводчиком в
Усолье-Сибирском и продолжает
юридическое образование в
Иркутском университете.
Слов нет,
школе трудно, средств не хватает,
обещание области перевести на
областной бюджет затянулось чуть
ли не на два года. Но об этих
препонах и речи не было, и бастовать
коллектив никогда не выходил. Здесь
думают прежде всего о детях. Чтобы
через годы взрослой, не всегда
счастливой и благополучной жизни,
они пронесли чистую, светлую любовь
к школе и воспитателям, чтобы так
же, как сегодня, стремились
приехать, заглянуть, пройтись по
этажам, прижаться щекой к самому
дорогому человеку. Вот в первом
ряду выпускники 1944 года, ставшие
мужем и женой, Тамара и Александр
Летко. А эта симпатичная молодая
женщина — мать двоих детей, Оля
Тарасова. Не обошел ее кризис, нет
на Усольской швейной фабрике
работы. Но Оля сияет от радости
общения и подняла настроение
гостям, живо пародируя учителей,
как делала это в годы учения. Леня
Никитин был самым хозяйственным в
школьном совете, следил за
порядком. Окончил техникум, но по
специальности в родном Братске
работы не оказалось. Подрабатывает
дворником. Сколько выпускников —
столько судеб. Ну, а школа — одна,
утешит, согреет, развеет заботы.
Счастье, что она есть. И есть у нее
друзья, есть благотворители в
Черемхове. Не так щедры, как десять
лет назад, но все-таки подарки
принесли и от управления
образования, и от профкома
учителей, и от угольщиков, и от
завода АО "Химик" ("живые
деньги!), и от коллег из Иркутска.
Хочется низко поклониться
коллективу подвижников, а это 87
педагогов и 45 технических
работников, каждый из которых
заслуживает доброго слова.