Целый "мешок" поправок
Целый
"мешок" поправок
в законопроект
"Об охране озера Байкал"
предлагает зеленая общественность
Иркутска
В
начале этой недели из Иркутска в
Москву, в комитет по экологии
Государственной Думы России,
факсом отправлен список из более
чем двух десятков поправок в проект
Закона "Об охране озера
Байкал".
События
вокруг многострадального
законопроекта (вернее — нескольких
проектов) закона о Байкале
развиваются уже более пяти лет. О
нем говорили еще в Верховном Совете
России. Напомню, что в начале
минувшего лета закон даже был,
наконец-то, принят во всех трех
чтениях обеими палатами
Федерального Собрания РФ, но так и
не вступил в силу, потому что его
отказался подписать президент
России. Нижняя палата, настаивая на
своем, преодолела вето президента,
а верхней для этого не хватило
всего лишь одного голоса.
Председатель комитета по экологии
Госдумы РФ Т.В. Злотникова, побывав
прошедшим летом в Иркутске во главе
официальной делегации, на встречах
с общественностью очень сильно
ругала нашего губернатора за то,
что он не смог убедить большинство
своих коллег-сенаторов в
необходимости преодоления
президентского вето на
законопроект "Об охране озера
Байкал". Общественность тогда не
спорила со Злотниковой. Похоже, что
все переживали по поводу нелепого
провала очень нужного
законопроекта.
Но совсем
недавно, после нового рассмотрения
и единогласного принятия Госдумой
этого законопроекта (уже с
президентскими поправками) в
первом чтении, зеленая
общественность Иркутска как-то
вдруг неожиданно "прозрела".
На общественных слушаниях, которые
состоялись в пятницу на прошлой
неделе, прозвучала даже фраза:
"Слава богу, что закон этот не
удалось принять". Не знаю, чем
объяснить неожиданное
"прозрение", но хочется верить,
что не политическими интригами и не
умелым лоббированием
заинтересованных противников
принятия закона (хотя уверенно
исключить этого не могу), а тем, к
примеру, что "Большое видится на
расстоянии". Что прошло время, и
люди рассмотрели замаскированные в
словесных кружевах "лазейки".
Около двух
недель назад, накануне открытия
сессии областного
Законодательного собрания, по
инициативе Байкальского
экологического парламента было
проведено собрание представителей
общественных природоохранных
организаций, которое пришло к
единодушному выводу, что
законопроект не просто плох, но и
опасен для Байкала. Общественники
тут же попросили областную
представительную власть
обратиться в Госдуму России с
инициативой о существенной
переработке проекта. Депутаты
вопрос рассмотрели. Некоторые в
своих выступлениях будто бы даже
согласились, что законопроект
изобилует слабостями и требует
доработки. Тем не менее,
большинством голосов сессия
отказалась обращаться в Госдуму от
своего имени.
Чтобы успеть
к рассмотрению законопроекта
Госдумой во втором чтении (а это
может случиться в самые ближайшие
дни), представители общественных
природоохранных организаций и
отдельные "зеленые" активисты
в конце прошлой недели собрались на
общественные слушания. Их главная
цель, как я понял, — согласование
точек зрения, позиций и уточнение
формулировок конкретных поправок,
которые будут срочно направлены в
Думу.
Людей на это
мероприятие собралось довольно
много и очень разных. Я встретил, к
примеру, представителей весьма
распространенной теперь категории
"штатных" посетителей любых
митингов и общественных собраний.
Увидел членов неправительственных
организаций, существующих на
иностранные гранты (читай — деньги)
и чисто российских общественных
организаций из тех, что умудряются
выживать и даже активно работать на
одном лишь традиционном российском
энтузиазме. Специалистов тоже было
немало. В слушаниях принимали
участие и профессиональные юристы,
которым небезразличен Байкал,
представители государственных
природоохранных организаций. Тон,
пожалуй, задавали ученые. В числе
выступивших было пять профессоров.
Я насчитал в числе
присутствовавших более пятнадцати
кандидатов и докторов наук из тех, с
кем знаком лично. Но знаком-то я не
со всеми, значит на самом деле их
было гораздо больше.
Собрание
столь "разношерстной" публики,
на мой взгляд, свидетельствует о
крайней озабоченности судьбой
Байкала всех без исключения слоев
населения. И в этом свете
фактический отказ сессии
областного Законодательного
собрания от участия в работе по
доведению до необходимой кондиции
законопроекта о Байкале, говорит
лишь о том, что местные политики,
как это бывает часто, оторвались от
населения, их избравшего, уже не
понимают его интересов и забот.
Речь идет, разумеется, не обо всех
депутатах, но, как показало
голосование, о большинстве.
Впрочем,
научной и природоохранной
общественности нужна была даже не
профессиональная, а чисто
формальная помощь местных
депутатов. Дело в том, что по
существующему законодательству
Госдума РФ была бы обязана
рассмотреть поправки в Закон "Об
охране озера Байкал",
поступившие от имени
Законодательного собрания. А вот
мнение общественных организаций
нижняя палата Федерального
Собрания может принять, а может и не
принять к рассмотрению.
О сути
претензий общественности к тексту
законопроекта подробно говорить не
буду. Напомню только, что, расходясь
в некоторых деталях, большинство
представителей очень разных
природоохранных организаций
сходятся в одном: законопроект
оставляет слишком много лазеек для
чрезмерной эксплуатации природных
ресурсов Байкала во вред его
уникальной экосистеме. Что текст
законопроекта слишком громоздок. В
нем дублируется более десятка
статей из других природоохранных
законов и почти столько же
противоречит действующему
законодательству. В то же время
есть статьи слишком жесткие,
невыполнимые в реальной жизни. Это
значит, что предлагаемый проект
будет либо отклонен Госдумой во
втором или третьем чтении и все
начнется сначала, либо, если Дума
его все-таки примет, а президент на
этот раз подпишет — Закон "Об
охране озера Байкал" окажется
неработающим, ненужным.
Но, как бы то
ни было, длинный список поправок от
имени иркутской общественности в
Москву отправлен. Нам остается
ждать дальнейшего развития
событий.