Стоявший у истока
Стоявший
у истока
21
января 1959 г. в Иркутске состоялся
певрый концерт Иркутского
симфонического оркестра, за
пультом — дирижер Игорь Соколов.
"Отцом" Иркутского
симфонического он стал совсем не
случайно. Показательна сама судьба
семьи Соколовых.
Недалеко от
древнерусского города Владимира (60
км от города, 40 минут езды) есть
местечко под названием Гусь.
Название — производное от реки
Гусь. Пески на берегах Гуся такие
рассыпчатые и "певучие", что из
них изготавливаются
замечательного качества стекло,
хрусталь. Граф Нечаев-Мальцев
организовал в местечке
производство хрусталя, появившееся
село назвали Гусь-Хрустальный.
Вышедший из семьи крепостных Федор
Илларионович Соколов был мастером
превосходным, его даже поставили
трудиться начальником над бригадой
умельцев. А когда сам великий
Монферан (архитектор, участник
создания известного памятника
Петру I в Санкт-Петербурге) отстроил
гусьхрустальновцам красивую
церковь, Соколова избрали
церковным старостой. Должность
почетная! Однодворец Соколов
выстроил для своей семьи на берегу
Гуся большой дом — такой
основательный, что, быть может, он
стоит до сих пор. Сын же Федора
Илларионовича, Александр,
умудрился родиться не без
голосовых данных, поэтому пел в
церковном хоре, а после окончания
гимназии поступил учиться на
вокальное отделение Московской
консерватории. После окончания
учебы — работа в Воронежском
оперном театре солистом,
бас-баритоном. Воронеж 1919 года —
место и время рождения Игоря
Александровича Соколова, старшего
сына оперного певца.
Гражданская
война прикрыла многие концертные
площадки. Земляк Александра
Федоровича, член Петроградского
горкома большевиков (вместе с
Зиновьевым), директор завода
"Электросила" пригласил
Соколова поработать на
производстве. А.Ф. Соколов
некоторое время трудится в
администрации петроградской
"Электросилы". И все же певец
не остался без своей любимой
профессии: на берега Невы приехал
на гастроли музыкальный
театр-студия В.И.
Немировича-Данченко, проходили
пробы, А.Ф. Соколов выдержал конкурс
и был зачислен в труппу.
Сохранились фотографии певца
Александра Федоровича Соколова —
среди многих других ярких ролей в
театре, например, роль английского
генерала Мексена в опере Книппера
"Северный ветер" о 26 бакинских
комиссарах, многие прочие роли.
Своего сына
певец стал обучать музыке, приобщая
его к скрипке с пяти лет.
Восьмилетнего Игоря отдали в
Ленинградскую государственную
капеллу имени Михаила Ивановича
Глинки, бывшую школу певчих дьяков.
В школе-интернате при капелле
преподавали наряду с
общеобразовательными предметами
музыкально-теоретические
дисциплины, а также обучали игре на
скрипке и фортепиано. После
окончания школы-десятилетки —
музыкальное училище имени Модеста
Петровича Мусоргского там же, в
Северной Пальмире. После пары
училищных лет — поступление на
дирижерско-хоровой факультет
Ленинградской консерватории.
Скрипку Соколов Игорь забросил,
зато как заманчиво встать во главе
целого коллектива музыкантов!
В то
предвоенное время из Москвы в Питер
был переведен военно-дирижерский
факультет, Соколов записывается в
военные дирижеры. Потом — война. С
первых лет и до последних дней
военного лихолетья Игорь
Александрович — на фронте, в
морской пехоте. Ранения, контузия,
госпитали. Вице-адмирал флота
Пантелеев, заметив музыкальную
одаренность подчиненного,
предложил между боями организовать
и концертную деятельность.
Война
закончилась, и Соколов
восстанавливается на
дирижерско-хоровом факультете. А
достигнув четвертого курса, еще и
сдает экзамены за второй курс
факультета оперно-симфонического
дирижирования. Параллельно с
учебой — работа: хормейстером во
Дворце культуры связи, дирижером
симфонического оркестра Высшего
военного инженерного училища имени
Дзержинского.
Консерваторские
годы позади. Соколову предлагают
остаться в Ленинградской
консерватории преподавать. Игорь
Александрович отказывается, хотя
среди его учителей и возможных
коллег сам Илья Александрович
Мусин, автор основательно
изданного, одного из
фундаментальных учебников —
пособий по дирижированию, других
книг по этой дисциплине. Не
преподавать, а дирижировать — вот
что хотелось!
По
рекомендации одного киевского
дирижера Соколовым
заинтересовались на Дальнем
Востоке. Разбуженному среди ночи
звонком из Хабаровска Игорю
Соколову была предложена работа в
Хабаровском радиокомитете —
хормейстером и дирижером
симфонического оркестра. Три года
работы на Хабаровском радио не
прошли напрасно — приехали на
гастроли новосибирцы, будущий
дирижер Мариинского театра Роман
Тихомиров порекомендовал Соколова
как художественного руководителя
Новосибирской филармонии. На два
года он стал главным музыкантом
филармонии, одновременно, давая
симфонические концерты.
В 1955 г. в
Москве проходил фестиваль молодых
дирижеров. Соколова, конечно же,
приметили, и, когда появилась
вакансия на место дирижера —
ассистента Государственного
оркестра СССР, Игоря
Александровича пригласили
участвовать в конкурсе дирижеров.
Возможность стоять перед
вышколенным привилегированным
коллективом привлекла внимание
многих: в объявленном конкурсе
участвовали тринадцать дирижеров
из Ленинграда, Москвы. С периферии
приехал лишь Соколов — и выиграл
состязание!
Главным
дирижером ведущего симфонического
оркестра страны состоял Константин
Константинович Иванов, личность
известная и легендарная. Когда он
приезжал с гастролей, привозил
своему напарнику Соколову презенты
— рубашки. Внимание со стороны
начальства — вдвойне внимание!
И, наконец, об
иркутском периоде биографии
Соколова. По истечении стажерского
срока Соколова вызвали в кабинет
начальника концертных организаций
Министерства РСФСР и Александр
Холодилов ознакомил Игоря
Александровича с решением партии и
правительства о необходимости
создания симфонических оркестров
там, где идут большие стройки, в
частности, в Иркутске. Соколов
поехал не в ту же минуту — надо было
завершить, помимо работы в
госоркестре, другие дела, в том
числе и преподавание в
школе-десятилетке при Московской
консерватории , где он разучивал со
знаменитой впоследствии
виолончелисткой Натальей Гутман
концерт на тему рококо П.И.
Чайковского. Это и сотрудничество
вместе со знаменитым балалаечником
Павлом Нечипоренко с музучилищем
имени Октябрьской революции, где
Игорь Александрович организовал
оркестр тембровых баянов, ставший
впоследствие лауреатом
Международного фестиваля молодежи
и студентов. Это и преподавание на
выпускном курсе ГИТИСа…
Попрощавшись с москвичами, он
полетел в Иркутск.
И
завертелась карусель. Выбивание
квартир для оркестрантов,
приглашение ведущих музыкантов со
всей страны, заботы не только о
репертуаре, но и о костюмах
солистов. Согласно штатному
расписанию, на оркестр было
выделено 61,5 единицы: 60 ставок
инструменталистам, ставка —
библиотекарю и половина ставки —
инспектору оркестра. Для сравнения:
сейчас в организованном Соколовым
оркестре около ста музыкантов!
О многом
скажет репертуар дирижера. Первая,
Четвертая, Пятая, Шестая
("Патетическая") симфонии
Петра Ильича Чайковского,
увертюра-фантазия "Ромео и
Джульетта" знаменитого русского
композитора, Франческа да Римини по
Данте, Байроновско-Чайковский
"Манфред", сюиты из трех
балетов ("Спящая красавица",
"Лебединое озеро",
"Щелкунчик"), концерты для
фортепиано с оркестром, для скрипки
с оркестром, для виолончели…
"Шехеразада"
Римского-Корсакова, сложные
исполнительские произведения М.П.
Мусоргского.
Причем Игорь
Александрович все дирижирует по
памяти, без партитуры! Среди первых
произведений Иркутского оркестра —
симфония N 2 Сергея Рахманинова, его
второй и четвертый фортепианные
концерты.
Отдавалась
дань и зарубежным композиторам,
классикам. На первом концерте
иркутяне услышали Сороковую
симфонию Моцарта, в интерпретации
Соколова прозвучала 39-я симфония
знаменитого венского классика
(ми-бемоль-мажор), сорок первая
("Юпитер", до-мажор), увертюра к
опере "Свадьба Фигаро".
Прозвучали вершины Бетховенского
творчества — 1,3, 5, 7 симфонии,
концерт для скрипки с оркестром,
первый, третий, четвертый концерты
для фортепиано с окрестром,
увертюра к трагедии Гете
"Эгмонт"… Да, пожалуй, легче
перечислить то, что не
продирижировал музыкант. Сейчас
Игорь Александрович ведет класс в
музыкальном училище, а также
курирует музыкальное образование в
Иркутском театральном училище.
Накануне
своего 80-летия маэстро по-прежнему
в пути.