Катастрофа
Катастрофа
Братская могила
…Господь-Вседержитель,
помилуй!
Несчастных прости иркутян,
Горящею нашей могилой
Стал многотонный "Руслан"…
Владимир
Скиф.
(Отрывок из музыкальной поэмы
"Реквием 6 декабря 1997 года").
Гигантский
силуэт самолета почти беззвучно
возник в зимнем небе Иркутска.
"Руслан" падал — три двигателя
уже отказали, а из четвертого
доносились лишь слабые всхлипы и
клекотание, которые, впрочем, никто
не слышал. И самолет молча
пикировал на город, он словно
боялся вспугнуть свои будущие
жертвы, укрывшиеся от холода за
толстыми кирпичными стенами. Но
даже эти стены не смогли удержать
смерть, слепо постучавшуюся к
людям. Для них все закончилось
очень быстро… Лишь на долю секунды
за окнами померк свет, раздался
страшный взрыв и в квартиры
ворвались всепожирающие реки огня.
Это было в субботу, для избранных
смертью она стала последней. И был
день, но он превратился в ночь от
дыма пожарищ… Словно в библейский
Армагеддон!
6 декабря 1997
года с аэродрома
авиационно-производственного
объединения взлетел тяжелый
транспортный самолет АН-124
"Руслан". Этот гигант
направлялся по маршруту
Иркутск—Владивосток—Вьетнам,
перевозя в своем широкофюзеляжном
чреве два боевых истребителя
Су-27УБК. Самолеты полностью прошли
заводские испытания и направлялись
на авиабазу в Фаранг, где уже
находились две "сушки"
иркутского производства. Ничто не
предвещало беды, ибо несколько дней
назад "Руслан" уже летал по
этому маршруту с точно таким же
грузом. И в 14.45 провожающие махали
шапками вслед взлетающему
транспортнику, пожелав мягкой
посадки шестерым членам экипажа и
бригаде сборщиков из семнадцати
человек. Но уже через пять секунд
после взлета на "Руслане"
отказали сразу два левых двигателя
— об этом экипаж еще успел сообщить
на землю. В следующее мгновение
заглох один из двигателей правого
крыла, и четырехсоттонная махина,
так и не успев набрать высоту,
камнем рухнула на дома
авиастроителей.
Взрывной
волной сорвало крыши с двухэтажных
жилых бараков на улице Мира.
Смрадно чадили горящие у подъездов
автомобили. За какие-то секунды
свечой вспыхнул детский дом N 1,
стоящий неподалеку… Огромный
столб дыма возник над эпицентром
падения, где за стеной огня с сухим
треском продолжало что-то
взрываться… Температура достигла
таких высоких пределов, что в
квартирах лопались стекла, а
уцелевшие жители дома N 45, не
раздумывая, выпрыгивали из окон.
Все смешалось вокруг — вопли,
взрывы, стоны… Обезумевшие люди
метались возле пожарища,
разыскивая своих пропавших
родственников и пытаясь вытащить
из огня хотя бы то, что попадалось
под руку. Но многие уже оказывали
первую помощь раненым и помогали
эвакуировать детей из пылающего
детского дома. Лишь по счастливой
случайности в момент падения
самолета большинство сирот
находились в уцелевшей части
здания, но две девочки все же
сгорели… Автор этих строк был
невольным свидетелем и участником
этих событий, ибо мой дом
расположен через дорогу от места
трагедии. Я видел слезы людей,
чувствовал ужас и боль…
Трагедия
унесла жизни 72 человек, в числе
которых было 14 детей. А десятки
людей остались без крова. Но
скорбный итог катастрофы мог быть
еще печальнее…
Почему упал
"Руслан"?
Трудно даже
представить, что чувствовали
пилоты падающей машины, но, похоже,
именно они спасли жизни многих
иркутян. Увидев, как зажглись
контрольные лампочки остановки
двигателей, летчики поняли, что до
развязки остается несколько
секунд. И все-таки они успели увести
машину влево, видимо пытаясь
"положить" семидесятиметровый
фюзеляж "Руслана" на проезжую
часть улицы Мира. Упади самолет
прежним курсом, он неминуемо
превратил бы в руины целый жилой
квартал из панельных пятиэтажек,
которые рассыпались бы от удара,
подобно карточным домикам… Но,
заворачивая влево на
трехсоткилометровой скорости,
"Руслан" чуть не накрыл
среднюю школу N 37 и детский дом. Он
упал в каких-то пятидесяти метрах…
Но ведь самолет мог взлетать вообще
в противоположную от города
сторону! Увы, этого не произошло.
Возможно, на двадцатикилометровый
разворот, необходимый в этом случае
для выхода на курс, просто пожалели
керосина…
В этой
катастрофе многое скрыто покровом
тайны. И если сопоставить все
известные факты, домыслы, гипотезы
и слухи, то вообще нельзя со
стопроцентной уверенностью
что-либо утверждать или доказывать.
Наше военное ведомство всегда
умело хранить свои тайны за семью
замками. К расшифровке бортовых
самописцев и "разбору полетов"
военные не допустили даже
сотрудников ФСБ — "вэвээсники"
предпочли разгребать свои
"конюшни" сами…
Так почему же
упал "Руслан"? На этот вопрос
до сей поры не последовало
однозначного и правдоподобного
ответа. Даже специалисты не могут
понять, как могли отказать сразу
три двигателя в самолете, где все
системы четырехкратно (!)
резервированы, а для навигации,
пилотирования, управления и
контроля использовались 34(!) ЭВМ. На
самолетах "Руслан" было
установлено 22 мировых рекорда, а
бортовая система
автоматизированного контроля за
техническим состоянием считалась
самой надежной в мире. И все-таки
самолет упал…
Рассматривалось
около десятка официальных версий
катастрофы. Грешили на 40 тонн
вьетнамского топлива, которое
оставалось в баках после рейса
Вьетнам—Иркутск, брали химические
пробы местного керосина, строили
гипотезы о попадании в двигатели
льда и посторонних предметов. Не
исключался и террористический
акт… Впрочем, сегодня можно
строить хоть тысячи версий — людей
и самолеты этим уже не вернешь. Но,
может быть, истина нужна живым?
"Крылья
Родины"
С 1934 года
иркутский авиазавод выпускает
надежные "крылья Родины",
которые, как это ни парадоксально,
сегодня на родине абсолютно не
нужны. Основными заказчиками
иркутян уже давно стали Индия и
Китай. Лучшие в мире самолеты
заказывает даже Вьетнам! Этим летом
делегации вьетнамских ВВС были
представлены два многоцелевых
истребителя Су-27УБК, изготовленные
вместо утраченных при катастрофе.
Так что же представляет собой это
чудо отечественного
самолетостроения?
Истребители
"Сухого", запущенные в серию с
начала 80-х, остаются
непревзойденными и по сей раз день.
Даже экспериментальные западные
самолеты не могут повторить
"кобру Пугачева" или
"колокол", а ведь это уже
вчерашний день нашей авиации.
Сегодня любая серийная "сушка"
способна выполнять фантастические
по сверхманевренности и пилотажу
приемы воздушного боя, которые
получили довольно экзотические
названия — "жук",
"мангуст", "чакра" и т.д.
Самолет способен мгновенно
разворачиваться вокруг своей
поперечной оси с фиксацией в любом
нужном для точного прицеливания
направлении, неожиданно для
противника оказываясь в
преимущественно-атакующем
положении. На международных
авиасалонах уже перестали
устраивать учебно-показательные
бои между самолетами "Сухого"
и американскими "Эфками". Ибо
наши всегда побеждали, что отнюдь
не способствовало "ихней"
коммерции…
Наш
истребитель может захватывать
десять целей одновременно, что
соответствует количеству ракет на
его пилонах. Система сопровождения
целей — нашлемная, то есть с
компьютерно-оптическим выводом
прямо на лобовое стекло гермошлема
пилота. Для поражения наземных
целей самолет может вести целые
блоки неуправляемых ракет и до 8
тонн (!) авиационных бомб.
Вот какие
самолеты сгорели в фюзеляже
"Руслана", направляясь во
Вьетнам! Конечно же, подобные
контракты на поставку вооружений
напрямую затрагивают национальные
интересы многих стран. С этой
позиции версия о террористическом
акте уже кажется отнюдь не
беспочвенной… По различным
оценкам, только материальный ущерб
от катастрофы составил 160 миллионов
(!) долларов.
Во имя живых
До самой
осени место, на котором совсем
недавно стоял дом по улице
Гражданской-45, пустовало… На
засыпанной гравием и щебенкой
площади предлагали построить
памятник, поставить стелу или
разбить парк. Но время уже показало,
что подобные сооружения — это лишь
небольшая отсрочка Забвения. В
пригородном поселке Мамоны уже
есть одна заброшенная стела… Лишь
четыре года назад там разбился
пассажирский лайнер Ту-154 и погибли
125 человек… Кто теперь помнит о них?
Да и место последней трагедии
понемногу начинают разравнивать
автомобилями. К сожалению, люди
стали слишком быстро ко всему
привыкать… Второму Иркутску был
нужен храм!
И за
считанные месяцы на пустынной
площади появились стены
Рождественской церкви. За
последние восемьдесят лет это
первый храм города, который решили
построить, а не взорвать. Средства
на церковь собирали всем миром, и 6
декабря, в годовщину трагедии, в ней
пройдет поминальная служба. Но всем
нам не стоит забывать, что
Рождественский храм строится ради
живых, ибо мертвым церковь уже не
нужна… Именно живые люди будут
ставить свечи, молиться, венчаться
и крестить своих детей. Ведь только
свечой человечности можно
увековечить память тех, кто погиб в
огне этой страшной катастрофы.