"Белые воротнички" от голода не помрут...
"Белые
воротнички" от голода не помрут…
Крайне
редко опубликованный в
"Восточно-Сибирской правде"
официоз вызывает у читателей
бурный всплеск эмоций. Можно
подумать, что законодательный
распорядок нашего региона и
будничная жизнь его обитателей,
словно две параллели, никогда не
перекрещиваются друг с другом.
Исключение составляет лишь то, на
что болезненно отзываются сердце и
сознание рядового гражданина и
избирателя. Последний тому пример —
увидевший в нашей газете свет 18
ноября текущего года Закон Иркутской
области с длинным названием: "О
периодах трудовой деятельности,
учитываемых при исчислении стажа
замещения областных
государственных должностей, дающих
право на ежемесячную доплату к
пенсии". То ли потому,
что формулировка закона, принятого
Законодательным собранием области,
столь сложна, то ли из-за того, что
обычные наши пенсии без всяких там
доплат — буквально мизерны, а
прожиточный минимум пенсионеров
установлен на уровне чуть более
двухсот рублей, но в редакцию
посыпались письма и звонки. Одни
продиктованны надеждой:
"Возможно, и нам, отдавшим стране,
своему региону жизнь на заводах, на
стройках, на шахтах, в учебных
классах и аудиториях вузов, тоже
что-то полагается?" Другие,
наиболее горькие, подсказаны
обидой: "Опять чиновникам —
кусочек послаще, а нам, работягам, —
фигуру из трех пальцев?"
Чтобы внести
хоть какую-то ясность, мы
обратились за разъяснением к
заведующей отделом пособий,
компенсаций и иных социальных
выплат областного управления
социальной защиты населения
Элеоноре Степановне Туминой. Вот ее
комментарий: "Ничего нового
закон, опубликованный в вашей
газете 18 ноября, не несет. Он просто
систематизировал, сосредоточив в
одном документе все нормативные
акты, которые регулировали сам
порядок исчисления стажа
государственной службы, дающий
право на такую доплату лицам,
замещающим государственные
должности Российской Федерации и
должности федеральных госслужащих.
Само же право на доплату
установлено положением от 6 апреля
1998 года, в котором оговорены
следующие условия. Во-первых,
работа в качестве областного
государственного служащего на 9
февраля 1996 года и позднее;
во-вторых, увольнение в связи с
прекращением полномочий, выходом
на государственную пенсию либо
ликвидацией, реорганизацией,
сокращением численности штатов в
аппаратах областных
государственных органов; в-третьих,
наличие стажа замещения областных
государственных должностей не
менее 12 лет и 6 месяцев у мужчин и 10
лет у женщин.
Для
наглядности приведу пример с
абстрактным образом такого лица.
Предположим, некий Иван Иванович
Иванов с мая 1958-го по май 1986 года
работал простым трактористом,
затем агрономом совхоза. С мая 1986
года по май 1989-го он занимает
должность председателя райкома
профсоюза; с мая 1989-го по май 1994 года
этот самый Иван Иванович уже
агроном в райсельхозуправлении, а с
мая 1994-го по ноябрь 1998 года —
главный специалист областного
управления сельского хозяйства.
Так вот: в стаж государственной
службы, дающий право на доплату к
пенсии с учетом закона, о котором
идет речь, засчитываются именно три
последних периода работы —
необходимые 12 лет и шесть месяцев.
Причем принципиально важно, чтобы
наш Иван Иванович Иванов замещал
областную (обязательно областную)
государственную должность на 9
февраля 1996 года и позднее.
Вот,
собственно, и все."
***
Теперь
несколько журналистских строчек.
Заслуженные строители, шахтеры,
учителя, врачи, работники культуры
могут не беспокоиться. Как не
обламывалось им раньше, так и
сейчас ничего не обломилось.
С приходом
в областную исполнительную власть
нового губернатора кое-что все-таки
изменилось. Его решением доплата к
пенсии не должна теперь превышать
15-20 процентов от заработной платы
областного чиновника. Это намного
меньше, чем было при Юрии
Абрамовиче Ножикове.
Сколько же
рубликов из областного бюджета
сегодня уходит на защиту
социальных прав "белых
воротничков"? В год около
девятисот тысяч рублей. Наверное,
девятьсот тысяч действительно не
такая уж великая сумма, вычитаемая
из нашего раздираемого на кусочки
регионального бюджета. Но в данном
случае, как мне кажется, важен не
только материальный, но и
нравственный фактор. Когда
принимался Указ Президента, от 16
августа 1995 года заномером 854,
направленный на защиту социального
благополучия "белых
воротничков" России, и всех ее
регионов, — цель была благая —
сделать все возможное, чтобы
чиновники не лихоимствовали,
будучи уверенными в своем
безбедном существовании после
выхода на пенсию. Чтобы не
"припасали" на черный день
незаконными способами. Однако
реальность совсем иная:
подворовывает чиновничья братия
(нет, не все, разумеется, далеко не
все!), но подкармливается эта братия
как бы не только из рук государства,
но и еще из каких-то рук, может быть,
не столь чистых, но зато не скупых.
Не воровали бы, были бы все, как
один, чисты перед совестью, Богом и
страною, — разве просила бы сегодня
Россия милостыню на всех
перекрестках земного шара, словно
нищий у дверей стремительно
пустующих продовольственных
магазинов!
Да, кстати:
подобные же законы, но уже не на
региональном, а на муниципальном
уровне, сейчас готовятся во многих
городах и районах Приангарья: в
Железногорске, Киренске, Братске. В
Нижнеудинске такой муниципальный
Закон уже действует. Кажется,
единственный администратор
муниципального уровня, который
трезво и честно оценивает
обстановку и не разрешает
начислять доплату к пенсиям своих
подчиненных, — это глава
исполнительной власти Иркутского
района Зубарев. Его ответ прост, как
правда: нет денег.
Что же,
муниципальные доплаты тоже будут
составлять не более двадцати
процентов от заработка чиновников?
Нет, они могут быть и больше: в
зависимости от состояния районных
и городских бюджетов.
Зная, в
каком положений находится
муниципальное здравоохранение, как
прозябает учительство на
периферии, как нищенствуют повсюду
пенсионеры, пробую представить
себе хотя бы один такой
благословенный уголок нашей
области. И — не могу. Нет такого!
Наконец,
последний штрих, последняя деталь
сюжета. Детские пособия в области,
где на учете стоит 550 тысяч
ребятишек, выплачены полностью
лишь за первый квартал текущего
года; начата выплата за апрель.
Доплата же к пенсиям бывших
областных должностных лиц
осуществлена уже по октябрь
текущего года. Что касается пособий
на детей, которые не выплачивались
ни в 1996, ни в 1997 годах, то этот долг
"повис" на тех самых
муниципальных бюджетах, которые
сегодня готовятся отчислять энные
суммы на доплаты к пенсиям
муниципальных чиновников. Нет-нет,
не подумайте, пожалуйста, что этот
долг так и завис в воздухе навечно.
Его, конечно, муниципалитеты будут
"гасить", но постепенно.
Интересно, что произойдет раньше:
погашение этого долга перед
ребятами или все-таки отчисление из
муниципальных бюджетов на
"социальную помощь"
чиновникам, ушедшим на покой?