"АЙБОЛИТЫ" ИЗ КОРПУСА N 8
"АЙБОЛИТЫ"
ИЗ КОРПУСА N 8
Я вспомнил
Айболита из доверчивого детства
после экскурсии в зеленое
одноэтажное строение, затерявшееся
на задних дворах курорта
"Ангара" под именем "Корпуса
N 8". Кроме цифры 8 на бараке был
еще один отличительный знак —
табличка с надписью: "Управление
социальной защиты населения.
Областной реабилитационный центр
для детей и подростков с нарушением
слуха и речи".
Я не слишком
надеялся на журналистские находки
в этом, на первый взгляд, заурядном
детском учреждении, от названия
которого тянуло бедой и
безысходностью. Однако уже с первых
слов беседы c руководителями центра
мне стало интересно.
С
основателем метода вербатональной
реабилитации 85-летним профессором
Питером Губериным из Хорватии,
президентом Всемирного
вербатонального совета, имеющего
штаб-квартиру в Париже, Дмитрий
Иннокентьевич Донской, директор
центра, познакомился 9 лет назад в
Загребе, где хорватский врач и
педагог создал первый в мире центр
реабилитации для людей с
нарушениями слуха.
Донской
рассказал, что, когда ему
предложили поехать в Загреб на
семинар, он был настроен
скептически. Ему было хорошо
известно из практики работы с
детьми-инвалидами, что ребенок,
лишенный слуха от рождения или
потерявший его в младенческом
возрасте, обречен на немоту и чаще
всего на психическую и умственную
неполноценность. Это изгой, судьба
которого, в лучшем случае
школа-интернат для детей-инвалидов,
а затем работа на предприятии
общества глухих.
После
семинара скепсис Дмитрия
Иннокентьевича пошатнулся, и он
остался в центре еще на две недели.
Ходил, смотрел… Ему не мешали,
показывали все, что интересовало. А
когда Донской случайно
познакомился с одним из
воспитанников центра,
интеллигентным молодым человеком,
свободно говорящим на двух языках
президентом общества
американо-хорватской дружбы, и с
изумлением узнал, что этот человек
глух почти полностью от рождения,
он остался в Загребе еще на три
года.
Три года
подготовки по методике
вербатональной (природной,
естественной) реабилитации лиц с
нарушением слуха дали Дмитрию
Иннокентьевичу в руки уникальную
профессию. Таких специалистов в
мире считанное количество, и двое
из них работают в "Ангаре", в
корпусе N 8.
Лию Юрьевну
Никольскую, тоже выпускницу
Загребского центра, Донской
пригласил для участия в беседе. Он
заметил при этом, что лучше, чем она,
никто не сможет рассказать, "чем
они здесь занимаются".
И Лия Юрьевна
рассказала…
Число
больных с нарушением слуха
превышает в России 12 млн. Из них
около 800 тысяч — дети и подростки.
Три миллиона человек нуждаются в
слухопротезировании. В центре
работают с детьми, которые стали
жертвами токсикоза матерей (при
беременности), гриппа, кори или
других инфекционных заболеваний.
Причиной глухоты могли стать
применение ортотоксических
препаратов, экологические факторы
или такое страшное заболевание, как
менингит.
Результат —
поражение наружного, среднего или
внутреннего уха и глухота (1-й, 2-й,
3-й, 4-й степеней или полная). Медики
диагностируют, берут на учет, лечат
сопутствующие патологии, но
справиться с глухотой, как правило,
не могут. В центре не лечат, здесь
РЕАБИЛИТИРУЮТ. Но в отличие от
специальных учебных заведений, где
сразу начинают учить азбуке
глухонемых по дактилологическим
табличкам, здесь все начинается с
того, что педагоги, врачи,
дефектологи, психологи и
социальные работники раскрывают
потенциальные возможности
маленьких пациентов. Оценивается,
сколько слуха осталось у ребенка,
каково состояние его речи.
—
Человеческое ухо воспринимает
звуки в диапазоне частот от 500 до 20000
герц, — объясняет Лия Юрьевна, — при
повреждении нерва эта частотная
"гармошка" как бы спрессована.
Задача реабилитации — насколько
возможно, ее растянуть.
Ученики
Питера Губерина делают это
способами, которые им подсказывает
сама природа.
— Сначала
младенец кричит. Следующие стадии
развития речи — гуление, лепет,
отдельные слова и только потом
фразы. Этим путем мы и идем, —
продолжает объяснения Никольская,
— в зависимости от того, на какой
стадии остановился ребенок.
В арсенале
метода индивидуальные и
фронтальные занятия, фонетическая
ритмика, музыкальная стимуляция.
Здесь в комплексе используются
усилия медиков, педагогов,
психологов. Очень много значат
специальные технические средства.
Это вибратор, вибростол,
звукоусиливающая аппаратура.
"Глобус" — уникальный
тренажер, который воспроизводит
как низкие, так и высокие частоты, и
позволяет их комбинировать, —
наверное, самый главный инструмент.
— Совсем
маленьких детей мы сажаем на
вибростол — ребенок слышит сначала
телом. Детям постарше даем в руку
вибратор. Ребенок должен
почувствовать, что его ухо живо.
Меняем частоты. Используем
пиктографическую ритмику (обучаю,
рисуя). Пиктограммы очень простые,
чтобы маленький пациент сам мог их
нарисовать…
Постепенно,
на основе регулярных занятий,
"гармошка" начинает
раздвигаться. Расширяется
оптимальное слуховое поле,
повышается чувствительность к
речи. Глухой становится
слабослышащим, конечно, при наличии
слухового аппарата.
Обязательное
условие — присутствие на занятиях
родителей, их участие вместе с
психологом в подготовке ребенка к
школе.
Дмитрий
Иннокентьевич рассказывает об
особенностях метода:
— Он
позволяет делать чудеса, работать
не только с глухими, но и с детьми,
имеющими нарушения речи. Для нас не
проблема — пациенты с тяжелыми
патологиями. В их числе, к примеру,
нарушение слуха плюс задержка
умственного развития. Мы никому не
отказываем, даже
"необучаемым". Детей приводят
отчаявшиеся люди, объехавшие со
своей бедой всю Россию и заграницу.
— Много ли
людей к вам приходит?
— До 75
человек в неделю — на консультации
и реабилитацию. Курс может длиться
от двух недель до нескольких лет. К
сожалению, в стационаре всего 8
мест. Поэтому большинство детей
приходящие. Всех, кто к нам
обращается, мы, конечно, обслужить
не можем — ставим на очередь.
Приходят
дети из школ глухонемых, из
школы-интерната для слабослышащих
в Черемхове.
Пусть
педагоги из этих учреждений на нас
не обижаются. Они учат — мы
реабилитируем и хлеб ни у кого не
отбираем…
Взрослые
тоже обращаются, и мы могли бы с
ними работать — метод позволяет.
Однако пока мы вынуждены им
отказывать — затянулось оформление
лицензии.
— Родители
платят за реабилитацию?
—
Реабилитация детей-инвалидов
проводится бесплатно, и слуховые
аппараты они получают тоже
бесплатно. Если мы получим лицензию
и сможем за плату работать со
взрослыми, появится возможность
хотя бы частично перейти на
самоокупаемость.
За те полтора
года, что в корпусе N 8 санатория
"Ангара" существует центр, его
специалистам удалось
интегрировать в общество (ввести в
нормальную жизнь) 23 ребенка. Они
учатся сегодня в обычных школах,
ходят наравне с другими детьми в
детские садики.
У центра те
же проблемы, что и у всей нашей
медицины: задержка заработной
платы, трудности материального
обеспечения, в котором все делается
с величайшими затратами нервной
энергии.
Тренажеры-"глобусы"
и слуховые аппараты закупает
Министерство социальной защиты.
Помогает детский фонд Иркутской
области. Через него центр получил 25
аппаратов. Как может и чем может,
оказывает помощь центру
заместитель начальника управления
соцзащиты Тамара Михайловна
Хижаева.
Лия Юрьевна
написала книгу "Путь к слову".
На ее издание нет денег. По этой же
причине не может выйти в свет
пособие для родителей "Я учусь
слушать". Впрочем, у последней
книги появился шанс на жизнь —
обещали помочь спонсоры из АО
"Молоко".
И, тем не
менее, центр не просто существует и
выживает. Его коллектив решил
поставить эксперимент. По
договоренности с руководством 40-й
школы здесь организована группа по
подготовке детей, прошедших
реабилитацию, к 1-му классу.
От
редакции. Материал был уже
подготовлен к печати, когда мы
узнали, что срок аренды центром
корпуса N 8 в санатории
заканчивается 11 января. Продлевать
договор администрация
"Ангары" не намерена.
У
специалистов областного
реабилитационного центра и детей,
которые пришли туда для исцеления,
теперь одна надежда — на областное
управление социальной защиты.