Об организационных и правовых основах социального партнерства в Иркутской области
Об
организационных и правовых основах
социального партнерства в
Иркутской области
Глава I. Общие
положения
Статья
1. Задачи и сфера действия Закона
Настоящий
Закон устанавливает
организационные и правовые основы
для становления, развития и
функционирования социального
партнерства на территории
Иркутской области (далее — область)
в целях обеспечения
коллективно-договорного
регулирования социально-трудовых и
связанных с ними
социально-экономических отношений
и достижения общественного
согласия.
Действие
Закона распространяется на всех
работников, работодателей,
осуществляющих деятельность в
области, представителей работников
и работодателей, органы
государственной власти и местного
самоуправления области.
Статья
2. Понятие социального партнерства
Социальное
партнерство — это система
отношений и мероприятий,
направленных на обеспечение
согласования интересов работников,
работодателей и органов
государственной власти и местного
самоуправления в
социально-трудовых и связанных с
ними социально-экономических
отношениях.
Статья
3. Основные понятия, используемые в
Законе
Для целей
настоящего Закона используются
следующие понятия:
а) работник —
физическое лицо, работающее на
основе трудового договора
(контракта);
б)
работодатель — организация
(юридическое лицо), представляемая
ее руководителем (администрацией),
либо физическое лицо, с которым
работник состоит в трудовых
отношениях;
в)
представители работников — органы
профессиональных союзов и их
объединений (ассоциаций),
уполномоченные на
представительство в соответствии с
их уставами, органы общественной
самодеятельности, образованные на
общем собрании (конференции)
работников организаций и
уполномоченные им;
г)
представители работодателей —
руководители организаций или
другие лица, уполномоченные на это
уставом или иными правовыми актами
этих организаций, полномочные
органы объединений работодателей,
иные уполномоченные
работодателями органы;
д) областное
соглашение — правовой акт,
устанавливающий общие принципы
регулирования социально-трудовых и
связанных с ними
социально-экономических отношений
на уровне области;
ж) отраслевое
(межотраслевое) тарифное
соглашение — правовой акт,
устанавливающий нормы оплаты и
иные условия труда, а также
социальные гарантии и льготы для
работников отрасли (отраслей);
з)
профессиональное тарифное
соглашение — правовой акт,
устанавливающий нормы оплаты и
иные условия труда, социальные
гарантии для работников
определенных профессий;
и)
территориальное соглашение —
правовой акт, регулирующий условия
труда, социальные гарантии и
льготы, связанные с
территориальными особенностями
муниципальных образований;
к)
специальное соглашение — правовой
акт, регулирующий условия труда и
социальные гарантии определенных
категорий граждан по определенному
кругу вопросов на территории
области или муниципального
образования.
Статья
4. Правовая основа социального
партнерства
1. Социальное
партнерство в области
осуществляется в соответствии с
Конституцией Российской Федерации,
законодательными и иными
нормативными правовыми актами
Российской Федерации, Уставом
Иркутской области, настоящим
Законом, законодательными и иными
нормативными правовыми актами
области.
2. Правовую
основу социального партнерства
составляют также Генеральное
соглашение, отраслевые
(межотраслевые) тарифные,
профессиональные тарифные
соглашения, заключенные на уровне
Российской Федерации.
Статья
5. Принципы социального партнерства
Основными
принципами социального
партнерства являются:
а) соблюдение
норм законодательства;
б)
полномочность представителей
сторон;
в)
равноправие сторон;
г) свобода
выбора и обсуждения вопросов,
составляющих содержание
коллективных договоров и
соглашений;
д)
добровольность принятия
обязательств;
е) реальность
обеспечения принятых обязательств;
ж)
регулярность проведения
консультаций в ходе
сотрудничества;
з)
систематический контроль за
реализацией достигнутых
соглашений;
и)
ответственность сторон за
невыполнение принятых
обязательств;
к) уважение
позиций сторон и учет их интересов.
Статья
6. Задачи социального партнерства
Задачами
социального партнерства являются:
а)
разработка, принятие, реализация
согласованной социально-трудовой,
социально-экономической политики,
защита интересов участников
социально-трудовых отношений путем
проведения переговоров, взаимных
консультаций, заключения договоров
и соглашений между сторонами
социального партнерства;
б)
предотвращение трудовых споров и
содействие разрешению конфликтов;
в)
обеспечение трудовых прав и
социальных гарантий населения
области.
Глава 2.
Организация социального
партнерства
Статья
7. Формы социального партнерства
1. Социальное
партнерство осуществляется
посредством консультаций,
переговоров, заключения
коллективных договоров,
соглашений, направленных на
реализацию политики в
социально-трудовой,
социально-экономической сферах,
имеющих своей целью согласование
действий по взаимному
удовлетворению интересов сторон,
совместный контроль за выполнением
достигнутых договоренностей и
соответствием их законодательству.
2. Соглашения
по договоренности сторон,
участвующих в переговорах, могут
быть двухсторонние и
трехсторонние.
Статья
8. Стороны социального партнерства
1. Сторонами
социального партнерства являются
работники, работодатели,
государственный орган
исполнительной власти области и
органы местного самоуправления.
2. Социальное
партнерство осуществляется на
областном, территориальном
(муниципальное образование),
производственном (организация)
уровнях.
3. Сторонами
социального партнерства могут
заключаться соглашения: областное
(региональное), отраслевое
(межотраслевое) тарифное,
профессиональное тарифное,
территориальное, специальное и
иные.
Статья
9. Механизм реализации социального
партнерства
1. Реализация
социального партнерства в области
обеспечивается деятельностью
сторон социального партнерства,
консультативных органов по
регулированию социально-трудовых и
связанных с ними
социально-экономических отношений
(комиссий), состав и полномочия
которых определяются в
соответствии с законодательством.
2. Комиссии
могут создаваться на областном,
территориальном, производственном
уровнях.
3. Стороны
коллективных договоров и
соглашений на основе взаимной
договоренности и совместно
определенных правил могут
формировать другие двухсторонние,
трехсторонние органы,
способствующие развитию
социального партнерства в
регулировании социально-трудовых и
связанных с ними
социально-экономических отношений
в области по отдельным
направлениям.
Статья
10. Областная трехсторонняя
комиссия
1. Для
регулирования социально-трудовых и
связанных с ними
социально-экономических отношений
создается областная трехсторонняя
комиссия, действующая на основании
положения.
Положение об
областной трехсторонней комиссии
по регулированию
социально-трудовых и связанных с
ними социально-экономических
вопросов разрабатывается и
утверждается сторонами
социального партнерства в
соответствии с действующим
законодательством.
2. В состав
областной трехсторонней комиссии
входят:
а) от
работников — представители
областных объединений
профессиональных союзов;
б) от
работодателей — представители
областных ассоциаций, союзов,
объединений работодателей;
в) от
государственного органа
исполнительной власти области —
представители, назначенные
губернатором области.
3.
Представители сторон социального
партнерства являются членами
областной трехсторонней комиссии.
Количество членов областной
трехсторонней комиссии от каждой
из сторон должно быть равным.
Конкретное количество членов
комиссии устанавливается
соглашением сторон.
Статья
11. Порядок формирования областной
трехсторонней комиссии
1. Порядок
формирования областной
трехсторонней комиссии,
представительство в ней
определяются сторонами
социального партнерства
самостоятельно в соответствии с их
уставами и законодательством.
2. Органы
профессиональных союзов и их
объединений, областные объединения
работодателей в соответствии со
своими уставами на основании
решения коллегиальных органов
делегируют представителей для
работы в областной трехсторонней
комиссии.
3. Губернатор
области назначает представителей
от исполнительного органа
государственной власти области для
работы в областной трехсторонней
комиссии.
4. Каждая из
сторон областной трехсторонней
комиссии самостоятельна в своей
деятельности и при решении
вопросов обладает одним голосом
вне зависимости от числа
представителей. Разногласия между
представителями одной стороны
разрешаются путем переговоров,
иных согласительных процедур.
5.
Образование областной
трехсторонней комиссии
инициируется любой из сторон и
оформляется совместным решением.
Статья
12. Организация работы областной
трехсторонней комиссии
1. Областная
трехсторонняя комиссия является
постоянно действующим органом,
срок полномочий которого
устанавливается соглашением
сторон, но не более чем на три года.
2. Для
обеспечения работы областной
трехсторонней комиссии стороны
вправе формировать секретариат,
подкомиссии, координационный совет
по направлениям деятельности, а
также иные структурные
подразделения, осуществляющие свою
деятельность на общественных
началах.
3. Заседания
областной трехсторонней комиссии
проводятся по мере необходимости,
но не реже чем один раз в три месяца.
Внеочередное заседание комиссии
созывается в течение десяти дней в
случае подачи письменного
заявления одной из сторон.
4.
Председательствующий на заседании
комиссии определяется по
согласованию сторон по очереди от
каждой стороны.
5. Сроки,
место проведения и повестка дня
заседания областной трехсторонней
комиссии определяются по
согласованию сторон.
Статья
13. Полномочия областной
трехсторонней комиссии
1. Областная
трехсторонняя комиссия
осуществляет свою деятельность в
соответствии с настоящим Законом,
положением о ней, планом работы и с
учетом необходимости оперативного
решения возникающих неотложных
вопросов.
2. Областная
трехсторонняя комиссия проводит
переговоры, разрабатывает проекты
соответствующих соглашений,
взаимодействует с аналогичными
комиссиями других уровней
социального партнерства.
3. Областная
трехсторонняя комиссия имеет
право:
а)
осуществлять контроль за
выполнением сторонами социального
партнерства условий соглашения;
б) вносить
предложения об отмене или
приостановлении действия решения
сторон;
в) привлекать
к работе специалистов, экспертов;
г) ставить
вопрос о привлечении к
ответственности должностных лиц,
не обеспечивших выполнение
достигнутых соглашений и решений;
д) направлять
членов областной трехсторонней
комиссии, специалистов, экспертов в
организации для изучения положения
дел в социально-трудовой сфере;
е)
запрашивать у должностных лиц
информацию по вопросам, входящим в
компетенцию областной
трехсторонней комиссии.
4. Областная
трехсторонняя комиссия обязана
информировать население области о
ходе подготовки, заключения и
реализации соглашений. Подписанные
соглашения подлежат обязательному
опубликованию в средствах массовой
информации.
Статья
14. Координатор областной
трехсторонней комиссии
1.
Координатор областной
трехсторонней комиссии
утверждается губернатором области,
не является ее членом, не принимает
участие в голосовании и не
вмешивается в оперативную
деятельности сторон, входящих в
областную трехстороннюю комиссию.
2.
Координатор областной
трехсторонней комиссии организует
ее деятельность совместно с
координаторами сторон социального
партнерства, избираемыми каждой из
сторон самостоятельно.
3.
Координатор областной
трехсторонней комиссии:
а)
обеспечивает взаимодействие
сторон социального партнерства и
достижение согласия между ними при
выработке решений комиссии;
б) оказывает
содействие областным объединениям
профессиональных союзов и
областным объединениям
работодателей в решении вопросов,
связанных с работой вышеуказанной
комиссии;
в) проводит в
период между заседаниями комиссии
консультации по вопросам,
требующим принятия оперативного
решения;
г)
информирует губернатора области о
деятельности комиссии;
д)
информирует комиссию о мерах,
принимаемых администрацией
области по решению вопросов в
социально-трудовой и
социально-экономической сферах;
е) приглашает
в случае необходимости для участия
в работе комиссии представителей
органов государственной власти,
органов местного самоуправления,
объединений профессиональных
союзов, иных представительных
органов работников, объединений
работодателей, не входящих в состав
комиссии, ученых, экспертов,
специалистов и других лиц;
ж) утверждает
по предложениям сторон социального
партнерства перечень и состав
рабочих групп (их руководителей),
создаваемых для подготовки
проектов решений и организации
мероприятий.
Статья
15. Координаторы сторон областной
трехсторонней комиссии
Каждая из
сторон областной трехсторонней
комиссии для обеспечения
оперативного взаимодействия с
другими сторонами избирает
координатора стороны и его
заместителя (заместителей).
Координаторы сторон и их
заместители являются членами
областной трехсторонней комиссии и
выполняют организационные функции
на общественных началах.
Статья
16. Члены областной трехсторонней
комиссии
1. Члены
областной трехсторонней комиссии в
своей деятельности
руководствуются
законодательством, положением о
комиссии.
2. Члены
областной трехсторонней комиссии:
а) участвуют
в заседании комиссии и рабочих
групп, в подготовке проектов
решений;
б) вносят
предложения по вопросам,
относящимся к компетенции
комиссии, для рассмотрения на
заседаниях комиссии и рабочих
групп;
в) обращаются
по поручению комиссии, рабочей
группы в органы законодательной,
исполнительной власти области,
органы местного самоуправления,
профессиональные союзы, иные
представительные органы
работников, объединения
работодателей, а также к
руководителям любых организаций и
получают письменный ответ по
существу поставленных вопросов в
сроки, установленные
законодательством;
г) знакомятся
с соответствующими нормативными,
информационными, справочными
материалами.
3. Членам
областной трехсторонней комиссии
на период их деятельности выдаются
соответствующие удостоверения.
Образец удостоверения
утверждается соглашением сторон
областной трехсторонней комиссии.
4. Члены
областной трехсторонней комиссии
могут принимать участие в
заседаниях сессии, коллегии,
комитетов и комиссий
Законодательного собрания области,
в заседаниях административного
комитета при губернаторе области
при обсуждении вопросов, входящих в
компетенцию комиссии.
Статья
17. Обеспечение деятельности
областной трехсторонней комиссии
Материально-техническое
и организационное обеспечение
деятельности областной
трехсторонней комиссии
осуществляется в порядке,
установленном губернатором
области.
Статья
18. Территориальная комиссия
1.
Территориальная комиссия по
регулированию социально-трудовых и
связанных с ними
социально-экономических отношений
является органом социального
партнерства и осуществляет свою
деятельность в пределах
соответствующего муниципального
образования.
2. При
необходимости могут создаваться
межтерриториальные комиссии.
3. В состав
территориальной комиссии могут
входить:
а)
представители соответствующих
профессиональных союзов и их
объединений;
б)
представители объединения
(объединений) работодателей;
в)
представители органа местного
самоуправления.
Статья
19. Организация работы
территориальной комиссии
1.
Территориальная комиссия, как
правило, является постоянно
действующим органом, срок
полномочий которого
устанавливается соглашением
сторон социального партнерства.
2. Для
организации работы
территориальной комиссии стороны
социального партнерства могут
создавать различные структурные
подразделения.
3. Положение о
территориальной комиссии
разрабатывается и утверждается ее
сторонами в соответствии с
законодательством.
Глава 3.
Заключение и действие коллективных
договоров, соглашений
Статья
20. Прядок разработки и заключения
соглашений
1. Содержание,
порядок, конкретные сроки
разработки и заключения соглашений
определяются комиссиями.
2. Стороны
социального партнерства на основе
законодательства, положений о
соответствующих комиссиях по
регулированию социально-трудовых и
связанных с ними
социально-экономических отношений
формируют взаимные обязательства
по решению социально-экономических
проблем в сфере труда.
3. Областное
трехстороннее соглашение
подписывается полномочными
представителями сторон
социального партнерства в сроки,
установленные соглашением сторон,
как правило, до конца текущего года.
Статья
21. Этапы разработки и реализации
областного трехстороннего
соглашения
1. Основными
этапами разработки и реализации
областного трехстороннего
соглашения являются:
а) первый
этап — разработка проекта
соглашения (2-й квартал текущего
года);
б) второй
этап — заключение соглашения (4-й
квартал текущего года);
в) третий
этап — разработка мероприятий по
реализации соглашения (4-й квартал
текущего, 1-й квартал следующего
года);
г) четвертый
этап — осуществление мероприятий
по реализации соглашения (в течение
следующего года).
2.
Согласованный сторонами
социального партнерства проект
областного соглашения учитывается
при работе над законом об областном
бюджете.
Статья
22. Уведомительная регистрация
коллективных договоров, соглашений
1.
Подписанные сторонами соглашения
на областном уровне и
территориальные соглашения в
течение семи дней после подписания
направляются представителями
работодателей в комитет по труду
администрации области для
уведомительной регистрации. При
проведении уведомительной
регистрации комитет по труду
администрации области (если он не
являлся участником соглашения)
выявляет условия соглашения,
противоречащие законодательству о
труде, и сообщает сторонам
соглашения о выявленных
противоречиях.
Подписанные
сторонами коллективные договоры в
течение семи дней направляются
представителями работодателя в
орган по труду соответствующего
органа местного самоуправления по
месту нахождения организации.
Такой же
порядок существует при внесении
изменений и дополнений в
коллективные договоры и
соглашения.
2. Порядок
уведомительной регистрации
коллективных договоров и
соглашений определяется комитетом
по труду администрации области и
органами по труду местного
самоуправления.
Уведомительная
регистрация проводится в течение 30
календарных дней с момента
поступления документов на
регистрацию.
Статья
23. Действие коллективных договоров,
соглашений
1. Действие
соглашения распространяется на
работников, работодателей, органы
государственной власти и органы
местного самоуправления, которые
его заключили.
2. Соглашение
вступает в силу с момента его
подписания сторонами либо со дня,
установленного в соглашении. Срок
действия соглашения не может
превышать трех лет.
3. Соглашения
нижестоящего уровня, а также
коллективные договоры не должны
ухудшать положение работников по
сравнению с соглашением
вышестоящего уровня и
законодательством.
Статья
24. Распространение действия
соглашений. Присоединение к
соглашениям и порядок их
подписания при присоединении
1. В тех
случаях, когда на работников
одновременно распространяются
различные соглашения, действуют
условия соглашения, наиболее
благоприятные для работника.
2. В тех
случаях, когда в сферу действия
отраслевого или территориального
соглашения включено не менее 50
процентов работников отрасли,
территории, комитет по труду
администрации области и органы по
труду района, города
соответственно вправе предложить
работодателям, представителям
работников, не участвующим в
заключении данного соглашения,
присоединиться к нему.
Если
работодатели или соответствующие
представители работников в течение
30 календарных дней с момента
получения предложения не заявили о
своем несогласии присоединиться к
нему, то соглашение считается
распространенным на данных
работодателей с момента получения
предложения.
3.
Организации профессиональных
союзов и их объединения,
организации работодателей и их
объединения, не участвовавшие в
переговорах по заключению
соглашения, могут присоединиться к
нему, направив каждой из сторон
письменное уведомление о своем
намерении и принятии на себя
обязательств соответствующей
стороны.
Порядок
подписания соглашения новыми
участниками определяется
комиссиями.
Статья
25. Порядок изменения и дополнения
соглашения, прекращение его
действия
1. Изменение и
дополнение соглашения
производится по взаимному согласию
сторон в порядке, определенном
соглашением, а если он не определен,
то в порядке, установленном
законодательством.
2. Досрочное
прекращение действия соглашения
возможно только в случае согласия
сторон.
Статья
26. Обеспечение выполнения
соглашения
1. Выполнение
соглашения обеспечивают стороны
социального партнерства и
соответствующая комиссия по
регулированию социально-трудовых и
связанных с ними
социально-экономических отношений.
2. Каждая из
сторон социального партнерства
разрабатывает мероприятия по
реализации соглашения в течение
срока, обусловленного соглашением.
3. Ход
выполнения соглашения и
мероприятий по его реализации
рассматривается сторонами
социального партнерства
ежеквартально.
Глава 4. Основные
права и обязанности сторон
социального партнерства
Статья
27. Право на создание комиссий,
работу в них, ведение переговоров
1. Каждая
сторона социального партнерства
имеет право на участие в создании
соответствующих комиссий по
регулированию социально-трудовых
отношений и работу в них, право на
ведение переговоров по заключению
коллективных договоров,
соглашений.
2.
Инициатором создания комиссии по
ведению переговоров, разработке,
заключению, изменению коллективных
договоров, соглашений вправе
выступать любая сторона
социального партнерства.
Статья
28. Право на получение информации
1. Стороны
коллективных договоров, соглашений
вправе получать полную и
достоверную информацию по
социально-трудовым и связанным с
ними социально-экономическим
вопросам, необходимую для ведения
переговоров и консультаций,
заключения коллективных договоров,
соглашений, контроля за их
исполнением.
2. Стороны
коллективных договоров, соглашений
обязаны бесплатно представлять
полную и достоверную информацию по
социально-трудовым и связанным с
ними социально-экономическим
вопросам не позднее чем через
десять дней после поступления
запроса другой стороны.
3.
Представление информации,
содержащей государственную,
служебную, коммерческую тайну,
производится в соответствии с
законодательством.
Статья
29. Право на распространение
информации
Организации
профессиональных союзов и их
объединения, иные представительные
органы работников, работодатели и
их объединения имеют право на
распространение информации по
социально-трудовым и связанным с
ними социально-экономическим
вопросам через средства массовой
информации органов
государственной власти области и
органов местного самоуправления в
порядке, установленном сторонами
социального партнерства, в
соответствии с законодательством.
Статья
30. Право на посещение организаций
Представители
сторон социального партнерства
вправе беспрепятственно посещать в
установленном порядке организации,
на которые распространяется сфера
действия коллективных договоров,
соглашений.
Статья
31. Право на взаимные консультации
Стороны
коллективных договоров, соглашений
вправе проводить взаимные
консультации по
социально-трудовым,
социально-экономическим вопросам,
в том числе необходимые для ведения
переговоров, заключения
коллективных договоров,
соглашений, контроля за ходом их
выполнения. Инициатором проведения
консультаций может выступить любая
сторона. Сторона коллективного
договора, соглашения обязана
приступить к консультациям с
другой стороной не позднее чем
через семь дней после поступления
от нее письменного уведомления.
Статья
32. Выполнение решений по вопросам
коллективных договоров,
соглашений. Рассмотрение обращений
сторон
Стороны
коллективных договоров, соглашений
обязаны выполнять решения по
вопросам, включенным в
коллективных договоры, соглашения,
рассматривать взаимные обращения
по социально-трудовым и связанным с
ними социально-экономическим
вопросам, разрабатывать в
установленные сроки планы и
принимать конкретные решения,
направленные на своевременное
выполнение достигнутых
договоренностей.
Глава 5. Контроль
и ответственность в сфере
социального партнерства
Статья
33. Контроль за выполнением
коллективных договоров, соглашений
1. Контроль за
выполнением коллективных
договоров, соглашений
осуществляется непосредственно
сторонами социального партнерства,
представленными в соответствующих
комиссиях по регулированию
социально-трудовых и связанных с
ними социально-экономических
отношений, а также комитетом по
труду администрации области и
органами по труду местного
самоуправления.
2. Комиссии
обязаны представлять информацию о
ходе реализации соглашений
средствам массовой информации в
порядке, установленном
законодательством.
Статья
34. Ответственность в сфере
социального партнерства
1. Стороны
коллективных договоров и
соглашений, нарушающие или не
выполняющие взятые на себя
обязательства, несут
ответственность в соответствии с
законодательством.
2.
Должностные лица органов
государственной власти, органов
местного самоуправления, лица,
представляющие работодателей,
работники руководящих органов
профессиональных союзов, в
служебные обязанности которых
входит обеспечение выполнения
заключенного коллективного
договора, соглашения, могут быть
привлечены к дисциплинарной
ответственности в соответствии с
законодательством за неисполнение
или ненадлежащее исполнение
возложенных на них обязанностей.
Соответствующие
комиссии, стороны социального
партнерства вправе направлять
требование о привлечении указанных
лиц к дисциплинарной
ответственности органам, лицам, в
компетенцию которых входит
принятие соответствующего решения.
Требование
подлежит рассмотрению в течение 30
календарных дней со дня его
получения. В этот же срок должен
быть дан ответ о принятых мерах или
основаниях к отказу в его
удовлетворении.
3.
Работодатель (собственник) по
требованию представителей
работников обязан принять меры,
предусмотренные
законодательством, к руководителю,
по вине которого нарушаются или не
выполняются условия коллективных
договоров, соглашений.
4.
Привлечение к ответственности не
освобождает стороны (сторону) от
выполнения обязательств по
коллективному договору,
соглашению.
Глава 6.
Заключительные положения
Статья
35. Вступление настоящего Закона в
силу
Настоящий
Закон вступает в силу с момента его
официального опубликования.
Губернатор
Иркутской области
Б. ГОВОРИН.
02.11.98 г.
N 49-оз