издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Приватизация работает на бюджет

Приватизация
работает на бюджет

Пожалуй,
на территории Приангарья сегодня
нет городской либо районной
администрации, бюджет которых не
представлял бы из себя тришкин
кафтан. Не является исключением и
Ангарское муниципальное
образование. Что делается для того,
чтобы помочь с финансированием
города в одном из главных
структурных подразделений АМО —
комитете по управлению имуществом?
Разговор на эту тему ведет с нашим
корреспондентом Сергеем КОЗЫРЕВЫМ
председатель комитета Владимир
ПАХОТИН.

— На этот
пост вы, инженер-химик по
образованию, в свои 42 года перешли с
должности инженера
Иркутскнефтепродукта по
приглашению нового мэра Ангарска.
Насколько сложным оказалось для
вас новое поле деятельности и что
сегодня изменилось в финансовых
результатах деятельности комитета?

— Приходится
действительно нелегко, ведь у меня
нет юридического образования. Но о
сделанном выборе не жалею, так как
работа живая. Это новые ежедневные
контакты с людьми, а главное —
видишь результаты работы. Что
касается деятельности комитета, то
со своей задачей коллектив
справляется. В этом году нам
планировалось пополнить городской
бюджет на 4 млн. рублей, а плата за
аренду имущества уже достигла 5,8
млн. рублей.

— В свое
время Ангарск отличился бешеными
темпами приватизации среди городов
Приангарья. Выиграло или проиграло
от этого муниципальное
образование?

— Не имею
морального права судить о
предыдущих руководителях отдела.
Но вот, например, в Томске или
Новосибирске не стали спешить и
делать "под козырек" перед
указаниями сверху. И здорово
выиграли. Опыт тюменских коллег
показал, что, несмотря на плановое
задание от Госкоимущества,
сдержанный процесс приватизации
позволил держать среднюю цену
продаж на высоком уровне и добиться
максимальной прибыли в городскую
казну. У нас же с начала кампании
чересчур легко было продано 187
объектов. Сейчас ситуация в корне
изменилась. Если за прошлый и
частично за этот годы было продано
48, то начиная с мая — лишь одно
здание. Сейчас на балансе города
осталось 385 нежилых объектов общей
стоимостью 410 миллионов рублей. Это
административные здания, аптеки,
кинотеатры с ценой от нескольких
тысяч рублей до нулевой стоимости.
Так что одним из самых крупных на
нашем балансе осталось здание СМУ
стоимостью 32 млн. 841 тысяча рублей.
Хотя наш комитет управляет всем
имуществом Ангарска, какая-то его
часть передана в оперативное
управление различным организациям
и учреждениям. Это здравоохранение,
образование, дошкольное
воспитание. От этого никуда не
деться. Другая часть имущества
находится в хозяйственном ведении
муниципальных предприятий, таких
как трамвайное управление,
горводоканал, либо у озеленителей
города из "Флера".

— Во
время минувшей предвыборной
кампании кандидаты в мэры обращали
внимание на то, что ускоренная
приватизация порой носила
криминальный оттенок и каждый
обещал избирателям разобраться
"с этим". Как в данном
отношении поступила команда
нынешнего мэра?

— Замечу:
сейчас вся деятельность комитета
по управлению имуществом прозрачна
и постоянно находится под доглядом,
начиная с
контрольно-реквизиционного
управления до прокуратуры.
Прочитав акты предыдущих проверок,
убедился, что имеющиеся замечания
по использованию денежных средств
уже устранены, а других пока не
было. Все постановления,
инициируемые комитетом, находятся
в поле зрения прокурорского
надзора, который заставляет по
горячим следам ликвидировать или
предотвратить нарушения. Кроме
того, все разрабатываемые нами
положения проходят обкатку на
административном совете, а затем
утверждаются депутатами городской
Думы. Кстати, это касается и
программ приватизации предыдущих
лет, а также положения об аренде.
Так что если какие-то лазейки в
рамках программы приватизации
найти еще можно, то по-крупному
нарушить ее нельзя, да и никто этого
сделать не позволит.

— Тем не
менее проблемы с переданным в
аренду предпринимателям городским
имуществом у комитета периодически
возникают. Как вы влияете на
нарушителей договора аренды?

— Чтобы в
адрес комитета не было претензий к
субъективности подхода в решении
конфликтных ситуаций, в аппарате
администрации сразу договорились
решать все возникающие проблемы
коллегиально. Когда нынешней
весной пришлось решать вопрос по
освобождающимся зданиям детских
садов, то в первую очередь
стремились соблюсти интересы
пополнения городского бюджета. Да,
у нас были заявки на свободные
площади от школ N 10 и N 27, школ
трудных подростков и искусств. Мы
предложили директорам: сможете
содержать здания за свой счет и не
просить на это средства из
городского бюджета — забирайте.
Однако на эти условия пошла только
художественная школа, почему и
получила в свое владение бывшее
детское учреждение.

Возникают в
городе конфликты и другого плана.
Так, в свое время бывший детский сад
достался альтернативой социальной
службе, но сегодня мы узнаем, что в
здании намерены открыть салон
ритуальных услуг. Сейчас этой
проблемой занимаются
соответствующие службы, в
частности, СЭС. Полагаю, наше
законодательство не позволит
службе заниматься ритуальными
услугами. Делать это в центре
жилого квартала запрещено.

— Но
разве у вас самих нет
соответствующих рычагов по
предотвращению подобных
конфликтов? В этой связи напомню о
чрезвычайной ситуации с комплексом
"Элегант", который едва не
разморозили арендаторы из ближнего
зарубежья. Они надолго
"забыли" об оплате за
потребляемое тепло, и в наказание
им перекрыли задвижку, а заодно и
расположенным в здании библиотеке,
ателье по пошиву одежды, обуви,
парикмахерской, столовой
"Туя", Бурятскому культурному
центру, другим службам.

— К
сожалению, со сменой собственника
муниципального имущества никаких
рычагов у нас не остается. Мы даже
не можем вернуть городу отданное
проштрафившимися
предпринимателями учреждение. Но в
случае с "Элегантом" мы не
могли остаться в стороне и
подключили специалистов
энергосбыта, которые и заставили
нарушителей соблюдать интересы
всех пользователей. Теперь каждый
платит за горячую воду отдельно, а в
случае чего попросту сможем
переделать схему обеспечения
теплом для каждого потребителя. Так
же поступаем и в других спорных
случаях. Приведу пример с известным
всему Ангарску кафе
"Щелкунчик". Когда там
сменился собственник, здание стало
быстро приходить в упадок. Чтобы не
допустить дальнейшего разрушения,
попросили пожарников, СЭС, отдел
архитектуры на основании своих
нормативных документов привести
"в чувство" арендатора.
Сделать это с помощью штрафных
санкций за нарушение
архитектурного облика города,
антисанитарию, пожарной
безопасности можно довольно
быстро.


Владимир Петрович, неужели сразу
трудно найти достойного арендатора
хотя бы путем конкурсного отбора?
Ведь именно так поступают ваши
коллеги в Новосибирске, добиваясь
большой прибыли в городской бюджет.

— Дело в том,
что наиболее привлекательные для
арендаторов помещения под магазины
и офисы уже розданы, а на большие
здания сейчас трудно найти
платежеспособных коммерсантов. По
этой причине у нас долго оставалось
бесхозным крупное здание в 4-м
поселке, не могли найти хозяина и
для возвращенной АНХК городу
тарной базы. Подобно Новосибирску
мы намерены перейти на новую форму
передачи наиболее привлекательных
объектов на конкурсной основе. При
этом в договорах будем требовать
сохранения специфики проведения
текущего или капитального ремонта
здания за счет предпринимателей, и
это обстоятельство позволит
добиваться дополнительных
поступлений в городской бюджет. Как
положительный пример приведу
простаивающий с 1994 года и
разрушенный едва не до основания
объект по улице Сибирской, 40. Уже
подписан договор с одним из
ангарских предпринимателей на
реставрацию здания, где будет
основано производство школьной
мебели и детских игрушек, а с лица
города исчезнет еще одно грязное
пятно. Однако подобные объекты еще
есть в муниципальной
собственности, содержать их в
сохранности у комитета нет средств,
и мы продолжаем искать покупателей.
Добавлю, чтобы добиться более
эффективного управления городским
имуществом, стали внедрять такие
новые формы, как страхование
имущества. Для этого среди
страховых компаний провели
конкурс, и теперь по договору часть
поступающих на их счет сборов
перечисляется в городской бюджет.
Также совместно с земельным
комитетом и отделом архитектуры
проработан временный порядок сдачи
земельных участков под торговые
учреждения на конкурсной основе.
Вместе с депутатами Думы
рассмотрели подход и к рекламе,
чтобы неподъемная цена не
отпугивала желающих занять то или
иное рекламное место. Надеюсь, что
таким образом сможем увеличить
процент взноса в городской бюджет с
1 до 2-3.

— С весны
в Ангарске идут разговоры о
реформировании комитета. Насколько
это реально? Если да, то в какие
сроки и в чем оно будет заключаться?

— В ближайшее
время реформирование пройдет в
рамках всей системы
управленческого аппарата
администрации. Что касается нас, то
мэром была поставлена конкретная
задача добиться рациональной
системы управления с сокращением
аппарата до 30 процентов. При этом
комитету будут переданы функции по
управлению муниципальной землей,
обмену жилья, ведение вопросов
приватизации. Соединив их под
единым началом, комитет по
имуществу создает еще один
прецедент на территории области по
эффективному управлению
недвижимостью в рамках города. Это
позволит четко отслеживать процесс
использования всей собственности
на территории Ангарского
муниципального образования и
добиться максимального пополнения
городского бюджета.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры