Время закручивать гайки
Время
закручивать гайки
Сергей ПРЕДЕИН,
"Восточно-Сибирская правда"
Правительство
разработало антикризисную
программу, рассчитанную на
краткосрочную перспективу. Есть в
ней и традиционные "общие
места", которые останутся на
бумаге, но есть и реальные меры,
применение которых приведет к
структурным изменением. В первую
очередь это касается
денежно-кредитной политики (ДКП).
Ее ближайшей
целью ставят поддержание роста
денежной массы из расчета, что
инфляция в 1999 году не должна
превысить 30 процентов. В течение
полугода в качестве критерия
реализации ДКП будет выступать
уровень официальных
золотовалютных резервов. Для их
увеличения активизируется закупка
золота и изменяется порядок
обязательной продажи валюты,
полученной по экспортным
котрактам: норматив увеличивается
до 75 процентов (приятная новость
для золотодобытчиков и не очень —
для экспортеров).
Отмечено, что
преодоление негативных процессов в
экономике в значительной степени
определяется разрешением
банковского кризиса и
восстановлением доверия к
банковской системе. Для этого
Центральным банком совместно с
правительством до конца ноября
будет принята программа
реструктуризации, по которой
лицензии останутся только у банков,
располагающих достаточным
капиталом для осуществления
деятельности и соблюдения
требований, установленных ЦБ РФ.
В этот же
срок будет составлен перечень
банков, подлежащих
реструктуризации под контролем
государства. Очень важно, что
непосредственно реструктуризацией
будет заниматься не Центробанк, а
специальное агентство,
деятельность которого должна
начаться 1 декабря. Под него
планируется принять федеральный
закон, предусматривающий, в числе
прочих, механизм отстранения от
управления "неэффективных"
собственников. Необходимые банкам
стабилизационные кредиты будут
предоставлены, но только под
реальные программы восстановления
деятельности и под контролем их
использования.
Таким
образом, правительство создает
сеть кредитных организаций, давая
выжить только тем, кто понимает, что
с банковским либерализмом
покончено. Финансовые монстры
должны полностью подчиниться не
только Центробанку, но и
правительству, так как главное
карательное орудие — агентство по
реструктуризации (банковское ЧК) —
находится в руках последнего.
Действия по
установлению тотального контроля
за финансовыми потоками
напрашивались давно, уж слишком
огромные суммы проплывают мимо
государственной казны (не секрет,
что многие банки используются для
"отмыва" денег) и уплывают из
казны (даже деньги целевого
назначения нетрудно спрятать в
банковской чаще). Вопрос в том,
смогут ли правительство и
Центробанк создать и удержать в
руках новую банковскую систему,
сделать ее дееспособной. Есть и
другая сторона медали: полная
зависимость банковской системы от
правительства может привести к
тому, что после смены политического
руководства на ближайших
президентских выборах опять
придется говорить о новой
реструктуризации под новое
правительство.
Несмотря на
то, что программа рассчитана на
краткосрочный период, в ней
заложены и долгосрочные
перспективы. Для финансового
обеспечения инвестиционной
политики в реальный сектор
экономики создается
специализированный российский
банк развития, на базе финансовых
структур с государственным
участием. Правительство вводит
контроль и здесь. Создается
агентство по защите инвестиций от
некоммерческих, в том числе и
политических, рисков. Предусмотрен
ряд мер, которые должны
стимулировать приток в Россию
прямых инвестиций (в том числе и по
таможенным тарифам).
Внесены
изменения в налоговое
законодательство. Приведем
некоторые.
Планируется
поэтапное снижение ставки на НДС.
Не взимать с экспортеров НДС с сумм
авансовых платежей, получаемых ими
в счет оплаты последующих
экспортных поставок продукции с
производственным циклом более
шести месяцев.
Восстанавливается
порядок уплаты НДС по отгрузке
продукции или по поступлению
средств на 1 октября 1998 г.
С 1 января 1999
г. устанавливается предельная
ставка налогообложения имущества
физических лиц в размере 0,5
процента зарегистрированной
стоимости имущества с
одновременным введением душевого
необлагаемого минимума.
Действующая
предельная ставка налога на
прибыль снижается с 35 до 30
процентов, в том числе на прибыль,
зачисляемую в федеральный бюджет —
с 13 до 11 процентов, в бюджеты
субъектов РФ — с 22 до 19 процентов.
Только не
надо питать иллюзий вокруг слова
"снижается". Основная линия —
контроль государства — проводится
и здесь: "разработать и
реализовать комплекс мер по
ужесточению налогового
администрирования, включая
внесение необходимых изменений в
уголовное и гражданское
законодательство…"
Согласитесь,
это уже не в стиле
"краткосрочной" программы. Но
что же дальше? Приведу мнение
депутата Госдумы Степана
Сулакшина: "Пока Ельцин у власти,
Примаков не сможет посягнуть на
"священную корову" —
разрушительные преобразования в
России, не решит основные, глубоко
системные финансово-экономические
проблемы. Он, конечно, удержит
ситуацию, стабилизировав ее своим
уравновешенным политическим
мнением, но сценарий
форсированного уничтожения России,
сталкивания ее на свалку истории,
обочину цивилизации он не
предотвратит. Сделать это может
только новый мощный политический
лидер, не ангажированный
догматическими партийными
взглядами и обязательствами, с
опытом хозяйственника,
понимающего, в чем истинные причины
кризиса. Пока болезнь страны
загоняется внутрь. Руководители
регионов получают только видимость
восстановленного механизма
управления исполнительной
вертикалью. Катастрофа просто
откладывается на несколько
месяцев."