издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Бюджетное противостояние

Бюджетное
противостояние
Между окружной
исполнительной властью и шестью
администрациями местного
самоуправления обрело зримые
контуры сессии окружной Думы.

Александр
ГОЛОСОВ, "Восточно-Сибирская
правда"

Принятие
закона о бюджете на новый
календарный год в нынешней
многокризисной России на всех
уровнях — от федерального до
муниципального — напоминает
восхождение на недоступную горную
вершину с минимальным набором
средств для скалолазания. И чем
беднее или, выражаясь языком
финансовых скалолазов,
депрессивнее субъект РФ, тем
скуднее набор альпинистских
средств у его команды и призрачнее
шансы на благополучный исход на пик
финансового согласия. А округ из
числа наипервейших депрессантов
нашего лоскутного государства.
Беднее округа, имеющего в своем
бюджете лишь шестую часть средств
от собственных доходов, разве что
амбарная мышь Кударейки, не
посеявшей в нынешнем году ни
гектара зерновых. И, казалось бы,
друзья по нищете — окружная и
районные администрации, связанные
одной бюджетной цепью, должны идти
к вершине под названием "Закон о
бюджете" спаянной командой,
подставляя друг другу плечо, а не
подножки. Ан нет!

Куда смотрят
российские кинематографисты? Ведь
можно создать суперкриминальный
телесериал. Даже в крохотном, на
шесть районов, субъекте РФ — округе,
прозрачном, как аквариум, бюджетные
деньги то и дело "темнят". О
фактах бюджетного плутовства
написали учителя Кутуликской
средней школы Аларского района. (
"ВСП",
17.10.98г. "Сытый голодного разве
поймет?"
). Цитата из письма:
"… руководители округа и района
любят говорить о том, какие
трудности испытывает вся страна.
Из-за этих трудностей нет денег на
питание для ребятишек в школах, на
мел, на учебники, на зарплату. Зато
каким-то чудом деньги находятся,
чтобы отделать здание
администрации, чтобы справить
юбилей какому-то "выдающемуся"
деятелю районного масштаба, на
проведение помпезных
мероприятий". Авторы письма,
очевидно, "запамятовали"
историю о массовом обновлении
служебного автопарка
администрации с приобретением
импортного джипа для первой
персоны. Об этих "достижениях"
Аларской администрации полгода
назад писала окружная газета
"Панорама округа".

Многочисленные
факты нецелевого использования
бюджетных средств в районах,
выявленные ревизорскими службами
округа, стали тем количеством,
которое породило новое качество.
Окружная администрация в нарушение
Закона "О бюджетном устройстве и
бюджетном процессе… округа"
перешла на прямое финансирование
бюджетников. Ваш корреспондент уже
не раз писал об этой
"антиправовой пощечине"
местному самоуправлению,
полученной от госвласти округа.
Признаться, когда это случилось,
меня удивило отсутствие какой-либо
реакции со стороны глав
муниципальной власти. Главы
местного самоуправления, мужики,
жизнью тертые и битые, смолчали,
смирились. Но ведь жизнью доказано:
ударили по правой щеке, не
огрызнулся — подставляй левую. И
как показала сессия, так и вышло.

Правда, не
все депутаты сразу "врубились"
в суть подводных течений основных
принципов новой бюджетной
политики, изложенной в докладе
первого заместителя начальника
окружного финансового управления
Ирины Морохоевой. Но некоторые не
пропустили их мимо ушей. Новый
накат на местное самоуправление
авторы основных принципов
бюджетной политики оформили в
проценты. Они предложили пятую
часть собственных доходов в
районах направить на выплату
зарплату бюджетникам. Хотя по
окружному закону единственным
источником этого является
трансферт из федерального бюджета.
И если безропотно принятое
районными администрациями прямое
финансирование существенно
ограничило их возможности
финансового маневра, то
узаконенная Думой новая
двадцатипроцентная дань эти
возможности практически сводила к
нулю. А вкупе с другими
"инициативами" окружной
администрации, заложенными в
основные принципы бюджетной
политики — в виде трехпроцентного
(не выше) дефицита местных бюджетов,
дальнейшего сокращения кадров
бюджетников, приведения зарплат
местных чиновников в соответствии
с зарплатами работников
федеральных служб, расположенных в
районах, сохранения сложившейся
практики расщепления доходов от
платежей за пользование объектами
животного мира и лесным фондом в
пользу окружного бюджета — все это
выкраивало смирительную рубашку
для местного самоуправления,
напрочь лишая его
самоуправляемости.

Наиболее
резко и откровенно о новых
взаимоотношениях с местными
бюджетами отозвался депутат от
Бохана, единственный глава
местного самоуправления в составе
нынешней Думы Юрий Осипков: "Я не
против соглашений между окружной
администрацией и районами. Но
разделите по-божески полномочия. А
то что ж получается? Окружная
администрация выплатила зарплату
бюджетникам, и она на белом коне. А
администрации местного
самоуправления постоянно по уши в
дерьме. Потому как мы наедине с
массой проблем. Уголь для
котельных, оплата за
электроэнергию, необходимость
поддерживать пенсионеров, хоронить
нищих… А на какие средства?
Доходами от платежей делиться не
хотите с районами и ко всему
"глаз положили" на пятую часть
наших доходов. Почему мы должны еще
и подсаживать вас на белого коня?
Ведь по закону выплата зарплаты
бюджетникам — дело госвласти…"

Депутат от
Алари Галина Папанова предложила
оставлять в районах всю выручку от
подоходного налога. А средства
экономить на содержании некоторых
окружных учреждений, являющихся
таковыми лишь по приписке к
окружной кормушке. И рассказала о
том, как не смогла дозваться в
Аларский район окружную
стоматологическую поликлинику,
чтобы провести протезирование
ветеранов. А депутат Энгельсина
Багадаева призывала коллег и
чиновников не доводить до абсурда
"уплотнение" учительских
кадров. Это приводит к тому, что в
малокомплектных школах физику и
математику преподают географы.
Разве население округа виновато в
том, что оно так рассредоточено?

Накат
окружной госвласти на местное
самоуправление происходит не от
злого умысла или дурного характера
ее первых лиц. А от дурной жизни. И
обусловлен финансовый нажим
соглашением округа с федеральной
властью, подписанным еще в бытность
вице-премьером Бориса Немцова. Его
рекомендации по жесткой экономии
бюджетных средств были заложены в
соглашения окружной власти с
районными и возведены в ранг (в
качестве рекомендаций) основных
принципов бюджетной политики на
предстоящий год. Но на сессии
выяснилось, что об этих принципах в
районах не знают. По признанию того
же Юрия Осипкова, он услышал о них
из уст докладчика.

Выступая на
сессии, глава окружной
администрации Валерий Малеев так
ответил на этот вопрос: "Мне
непонятно отсутствие интереса к
принципам формирования бюджета со
стороны глав местного
самоуправления. Год назад было то
же самое: мы ничего не видели, мы
ничего не знаем. Странная позиция.
Ведь если мы заинтересованы в том,
каким для нас будет федеральный
бюджет, мы сидим в Москве. А вы не
знаете дорогу в наше финансовое
управление. Все цифры, о которых
сегодня говорили, — согласительные.
О них надо говорить, спорить,
доказывать. Они продиктованы
реальными расходами федерального
бюджета. Я согласен: документ надо
дорабатывать. Но с кем, если главы
местного самоуправления не
реагируют на наши
рекомендации…"

Предполагаемое
постановление сессия не приняла.
Председатель окружной Думы Леонид
Хутанов предложил доработать
документ при посредстве думского
комитета по бюджету. Договориться
сторонам "на этом берегу", то
бишь у подножия бюджетного
Эльбруса, прежде чем отваживаться
на его штурм.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры