Школа, где учатся учителя
Школа,
где учатся учителя
Иркутскому
областному институту повышения
квалификации работников
образования исполнилось 60 лет
Дина МАДЬЯРОВА,
"Восточно-Сибирская правда"
При рождении
он был гордо назван "Институт
усовершенствования учителей".
Явно с перебором: какое уж тут
усовершенствование, если время на
дворе авральное — тридцатые годы,
учителей, даже далеких от
совершенства, катастрофически не
хватает. Потому-то работать
новорожденному институту сразу же
пришлось в режиме безостановочного
конвейера: прибыло на учебу новое
пополнение молодых слушателей с
девяти-, а то и семилеткой, прошло
3—6-месячные курсы — и в глубинку,
выкорчевывать буйный чертополох
безграмотности.
Впрочем,
когда в нашей новейшей истории
времена бывали не авральные? Вслед
за тридцатыми пришли
сороковые-роковые, потом
послевоенные, когда вновь
обнаружился острейший дефицит
учителей — повыбивала их война…
Только ближе к нашим временам
экзальтированное словечко
"усовершенствование" сменили
в названии института на более
скромное: "повышение
квалификации". Да и работа стала
более размеренной, методичной,
углубленной.
Как любая
развивающаяся система, институт
знавал всякое — и творческие
взлеты, и скуку застоя. Сегодня, в
дни 60-летия, при всех финансовых
трудностях он — вот ведь парадокс! —
на подъеме. В последние годы здесь
произошла коренная перестройка
всех сторон жизни. С приходом в 89-м
нынешнего ректора Л. Выговского
институт выработал для себя новую
стратегию: работать только на
опережение.
Для этого
здесь было сделано многое: введена
более прогрессивная кафедральная
система работы; курсовая
подготовка стала более
разнообразной, гибкой, она
ориентирует слушателей на самое
передовое в педагогике; широко
осуществляется переквалификация —
учитель в дополнение к основной
профессии может получить любую
другую из числа педагогических;
внедряется программа,
разработанная совместно с учеными
Российской академии образования,
которая позволит получать высшее
образование тем, кто имеет среднее,
— это шаг навстречу прежде всего
сельским учителям. Активно
помогает институт в
профессиональном росте наиболее
одаренным, творчески работающим
педагогам… А вот и результат всей
этой многообразной работы: даже при
нынешнем безденежье едут и едут
сюда учителя со всех концов
области. Значит, им есть что взять в
институте.
Но, пожалуй,
главное достижение последних лет —
создание крепкого научного звена.
Если 10 лет назад здесь работал один
кандидат наук, то сегодня
сотрудников со степенями в общей
сложности 45, из них трое докторов
наук. Набирает силу кандидатский
"подрост": 15 аспирантов — это
ядро нового поколения
ученых-педагогов.
В 7
лабораториях института идет
интересная научная работа.
Некоторые исследования поистине
уникальны и имеют общероссийскую
значимость. Усилиями сотрудников
лабораторий в нашей области
открыто 5 федеральных
экспериментальных площадок. Таким
уровнем научно-исследовательской
работы далеко не каждая область
может похвастать. Потому-то
зазывают к себе для чтения лекций
наших сотрудников Якутия, Бурятия,
Алтай, хотя там свои институты есть.
Буквально на
днях ИПКРО заключил договор о
сотрудничестве с Институтом
образования взрослых
(Санкт-Петербург) Российской
академии образования. Это значит,
что Иркутский институт становится
единственным на всю Сибирь и
Дальний Восток полномочным
представителем этого
подразделения академии, что сулит
весьма заманчивые перспективы
нашим учительству и педагогической
науке.
К юбилею
решили в институте организовать
выставку всех научных наработок за
последние три года. Собрали
печатную продукцию — и ахнули:
оказалось, что за это время
подготовлено и опубликовано 4
монографии, 18 учебно-методических
пособий, 3 учебника и хрестоматия, 11
авторских программ по учебным
дисциплинам; в различных сборниках,
в том числе академических,
появилось более 210 статей… Неплохо,
в общем, поработали.
60-летие
отметили скромно, по-семейному.
Посидели за праздничным столом,
наговорили друг другу хороших слов.
Областная администрация в качестве
подарка выделила средства на
приобретение компьютерного класса.
Скромный подарок получил и каждый
сотрудник — зарплату за август.
Вот так и
живут сегодня учителя учителей.
Если судить по зарплате, хронически
отстают от жизни. Если судить по
делам и задумкам — далеко опережают
ее. Многое из того, над чем они
работают сегодня, войдет в школьную
жизнь уже в XXI веке.