Север звал в дорогу
Север
звал в дорогу
Усть-Илимская
ГЭС: страницы биографии
Все мы
когда-то были молодыми, и каждый из
нас мечтал совершить что-нибудь
великое, в чем-либо отличиться.
Юношам и девушкам послевоенных лет
такую возможность предоставляли
ударные комсомольские стройки
Сибири. В Иркутской области за все
время их было не меньше 26. Самые
громкие — Шелехов, Братск,
Усть-Илимск, БАМ, Хребтовая —
Усть-Илимская.
Нынешнему
поколению молодежи мало известно,
кто и как их строил. А ведь это были
судьбы целых поколений людей, чье
счастье и было возводить новые
города, крупнейшие заводы,
гидроэлектростанции и железные
дороги. Развитие экономики
Приангарья, формирование ее
социально-культурной сферы
напрямую связано с комсомолом.
Тысячи юных
романтиков-мечтателей ехали в наш
суровый край, чтобы поставить его
природные богатства на службу
людям, Родине. Ради этой цели они
трудились, дерзали и учились, не
жалея своей энергии, творческого
вдохновения.
В эти
юбилейные дни мне, автору этих
строк, вспоминаются незабываемые
встречи с героями будничных и
грандиозных свершений. Позапрошлый
год отмечался 40-летием приезда
орловских комсомольцев на
строительство Иркутского
алюминиевого завода. Мне не
верилось, что я вновь встречусь с
друзьями, которые закладывали
первенец цветной металлургии
Восточной Сибири. Со слезами на
глазах мы прошли по объектам,
улицам, где вместе работали и
созидали, со Светланой Тепляковой —
посланцем Орловского часового
завода, секретарем комитета
комсомола треста
"Иркутскалюминстрой", и
журналистом Валентином Сухаревым,
комендантом будущего города, а ныне
казачьим атаманом Читинской
области, местными старожилами
Львом Шуреевым, Николаем Тихоновым,
Николаем Жарких, Виктором
Матисоном, Неллей Фрезе и десятками
других моих друзей молодости, с
которыми дружили, любили,
закладывали алюминиевый комбинат.
Не забуду и
долгие, нередко тягостные
разговоры с Борисом Гайнулиным,
бригадиром прославленной бригады
на строительстве Братской ГЭС.
Будучи уже тяжело больным после
ужасной трагедии — обрыва со скалы,
он говорил мне, что ни о чем не
жалеет, что приехал в Братск по
велению души и сердца. Больно, что
не доведется ему увидеть зарево
огней ГЭС, рожденные ее энергией
алюминиевый завод и ЛПК. Он знал
это, но его мечты сбылись: сегодня
эти гиганты — индустрии гордость
России. Но и самого легендарного Б.
Гайнулина помнят друзья по
комсомольско-молодежной бригаде,
многие братчане. Одна из улиц
славного комсомольского города
носит его имя.
Его мечты
продолжили парни и девчата на
сооружении Усть-Илимской ГЭС. Его,
больного, калеку, привезли сюда; с
каким восторгом и благоговением
встречали его на перекрытии Ангары
в 1969 году! Он сидел в инвалидной
коляске, и каждый из тысяч
строителей хотел прикоснуться к
нему, выразить свое почтение и
гордость за его подвиг. Может, в
этом и прослеживалась
преемственность поколений? То, что
не доделали гайнулинцы, продолжили
на Усть-Илиме.
Весь опыт,
производственный и нравственный,
был продолжен на новостройках
Ивана Наймушина, подлинного героя
тех дней. Он мудр, опираясь именно
на молодежь в грандиозных
преобразованиях Сибири. И всегда
беспроигрышно. После его обращений
в ЦК ВЛКСМ в Усть-Илимск слетались
посланцы со всего света. Водители
самосвалов бригады Владимира
Ульковского в большинстве служили
в ГДР, а встретились на трассе
Братск — Усть-Илимск, а потом
строили ГЭС и ЛПК. Иван Месникович,
Василий Рамусь, Николай Дячок и
десятки других и сегодня живут и
работают в созданном ими городе. В
честь их товарищей главные улицы
города названы именами Романтиков,
Мечтателей, 50 лет ЦК ВЛКСМ, Сергея
Генералова.
Особая и, к
сожалению, последняя строка в
летописи комсомольской славы
относится к прокладке
Байкало-Амурской магистрали. В ней,
мне кажется, аккумулировался весь
предыдущий опыт ударных строек.
Сюда охотно ехали уже закаленные
бойцы с известных объектов.
Помнится, как вроде уже умудренный
опытом Тайшета — Абакана, Хребтовой
— Усть-Илимской Феликс Ходаковский,
который вроде изведал и пережил
все, что можно, вдруг решил опять
перекинуться на БАМ — управляющим
трестом
"Нижнеангарсктрансстрой",
самым трудным на трассе. К тому
времени он был уже Героем
Социалистического Труда, и все же
тяга к неизведанному позвала в
дорогу.
Вместе с
собой он потянул и комсомольских
активистов: первого секретаря
райкома комсомола Усть-Илима
Анатолия Фролова, известных
профессионалов по прокладке
стальных магистралей Виктора
Лакомова, позже удостоенного
звания Героя Труда Владимира
Машурова, с которыми вместе
трудились в СМП-210. Эпопея БАМа — это
продолжение единой цепочки
комсомольских строек: Тайшет —
Абакан, Усть-Илимская — Хребтовая,
вплоть до Амура.
О каждом из
тех людей можно писать (и писали!)
отдельно — они заслужили это. Мне
хочется с благодарностью вспомнить
о завершении строительства
магистрали. Тогда
правительственная делегация во
главе с членом Политбюро Г. Алиевым
летела на торжества. На каждой
станции — остановки, хлеб-соль и
прочие угощения. В Северомуйске
тупик — тоннель еще не пробит,
объезд по временному пути.
Спускались вместе с Алиевым в
тоннель, прошлись под проливным
дождем к забою. Тогда приняли
решение продолжать проходку,
несмотря на провал. А дальше на
восток — только вертолетом.
"Брали" поштучно: членов
правительства, Госплана,
Главбамстроя. Мне, жалкому
корреспонденту, туда невпритык.
Подвернулся Ф. Ходаковский, уже
секретарь Бурятского обкома
партии. "Помоги, — прошу, —
втиснуться в вертолет". — "Ну
давай, ничего никому не показывай, я
тебя протолкну на второй борт.
Считай, что свой". Так я оказался
на торжествах в Тынде — столице
БАМа. А старые друзья молодости
никогда не подводят.