издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Эффект выжатого полотенца

  • Автор: Геннадий ЦЫБИН, журналист

Эффект
выжатого полотенца

Кэйти Ямада —
старший консультант японского
центра производительности — внешне
стандартен, сдержан, как и всякий
житель его страны. Однако его
оценки ситуации, сложившейся в
коллективе ОАО "Шелеховское
АТП", свежи и оптимистичны.

Полгода
назад Ямада приезжал в Шелехов
"ревизовать" работу
проблемных групп, идею организации,
которых привез оттуда руководитель
автопредприятия Сергей Середкин.
Четыре группы — аналог японских
"кружков качества", —
созданные у нас, добились, по словам
Ямады, "больших успехов".

— Самое
приятное, — говорит он, — это то, что
творческие группы достигли
заметных результатов. Я сравниваю
условия России и Японии и прихожу к
выводу о похожести ситуации в
некоторых ее моментах: экономика
переживает кризис. В этом году 25
тысяч фирм разного профиля
обанкротятся. И большинство из них
станут банкротами не из-за кризиса,
а потому, что в изменившейся
обстановке сами опустили руки. Шанс
выжить дается каждому. Я думаю,
сегодня пришло то время, когда
нужно использовать внутренние
силы, идеи, способные изменить не
только положение в целом, но и
психологию работников.

— Вы,
господин Ямада, убеждены в том, что
в каждом из нас потенциально
присутствует творческое начало?

— А почему бы
и нет? У любого специалиста есть то,
что он может предложить. Но когда
несколько людей собираются вместе
и обсуждают возникшие проблемы, то
в итоге эмоциональной стычки
взглядов появляются новые идеи.
Процесс этот непрерывен. Простой
пример. Вы, конечно, знаете о
компании "Тойота". Она
постоянно находится в пути, ищет
способы снижения себестоимости. А
себестоимость, как полотенце,
которое даже если очень сильно
выжать, все равно оставляет влагу.
Это "полотенце" можно выжимать
еще и еще.

— Но его
можно и разорвать?

— У Середкина
все получится, — заверил он свой
довод.

Вернемся к
хозрасчету

Когда Кэйти
Ямада говорил о "внутренних
силах", способных улучшить
ситуацию, он имел в виду забытые
внутренние резервы. Поиском и
реализацией их заняты проблемные
группы ОАО "Шелеховское АТП".

В команды
собрали от 8 до 12 профессионалов.
Лидерами выступили заместители
генерального директора и ведущие
специалисты АТП. Но каждый рядовой
работник может проявить
инициативу: написать, скажем,
реферат, в котором обоснованно
изложит свое предложение, имеющее
отношение к делам
автотранспортников.

Жизнь
нацеливала искать основные
направления своего движения:
снижение убыточности пассажирских
автобусов, рост объемов грузовых
перевозок, сокращение затрат по
всем статьям себестоимости, учеба
персонала, стимулирование его
творческой активности.

Первый
анализ показал: на протяжении трех
последних лет тенденция снижения
грузоперевозок стала фактом. Что
делать? Ответ вроде напрашивается
сам собой: необходимо вести широкое
исследование рынка транспортных
услуг.

О возможном
сотрудничестве члены группы
"протестировали" 664
предприятия и организации города.
Из этого числа плотно поработали
только с 450. Но договоры (в мае 1998
года) заключили лишь с двумя — ЗАО
"Труд" и "Востсибстроем".
За три месяца после заключения
"сделки" объемы перевозок
грузовым транспортом увеличились
на 15%. Было реализовано предложение
группы по интенсификации перевозок
в Китай, используя автомобили,
способные взять 24 тонны.

— Но,
очевидно, — спросил я лидера этой
проблемной группы А. Гершеновича, —
ваша группа занималась не только
поиском и сохранением клиентуры?

— Если бы мы
уткнулись только в эти сложности,
то эффект был бы гораздо ниже. Мы
пошли дальше: предложили
руководству АТП перевести
работников грузовой колонны на
хозрасчет. Резон здесь явный: метод
стимулирует трудовую активность
водителей, позволяет учитывать
затраты по каждому автомобилю.
Руководству автопредприятия
высказана рекомендация, что,
возможно, потребность в самосвалах
скоро снизится, — давайте думать об
их загрузке.

А у нас…

Японцы, судя
по переводу нашего "толмача",
никак не могли понять, почему АТП
при явной убыточности пассажирских
перевозок, не откажется от них
вовсе. Середкин отшутился:
"Таковы особенности русской
национальной ментальности".
Шутка шуткой, а положение
неординарное: льготным проездом в
Шелехове пользуются на городском
транспорте 67% граждан, на
пригородном — 47%. Платят либо
половину, либо ничего.

Городская
администрация — должник АТП —
намерено и в четвертом квартале
покрывать затраты предприятия на 48
процентов. Дилемма — либо возить
людей себе в убыток, либо не возить
вообще — не обсуждается
руководством из этических
соображений. Сегодня всем трудно и
осложнять ситуацию — значит
вызвать социальное напряжение в
городе и районе.

Специалисты,
занятые анализом пассажирских
перевозок, предложили свой вариант:
желательно расширить перевозки в
летнее время — детей в лагеря
отдыха, на Байкал, заключая
договоры с учреждениями, фирмами, а
также использовать возможности
специфических дат — дней памяти,
массовых праздников и гуляний. В
это время сокращать рейсы на
убыточных маршрутах. Здесь начали
интенсивно эксплуатировать
микроавтобусы "Газель" (уже
десять машин курсируют на
пригородных дорогах, в том числе в
Иркутск — семь).

— Неужели, —
спросил я Куйти Ямаду, — в Японии
нет проблемы
пассажиров-льготников?

— Бесплатным
проездом у нас пользуются лишь
старики, — ответил он. — Но не
подумайте, что льготников очень
много…

При этом я
вспомнил А.М. Гершенович показывала
мне любопытный проездной билет
члена избирательной комиссии.
Оказывается, они вправе бесплатно
ездить автобусами АТП аж до 2000 года!

Скажи, сколько
ты тратишь, и я отвечу, кто ты…

Лидер группы
затрат Ангелина Закаблуковская
заявила, что выявлено много
моментов, о которых никто и не имел
представления раньше. А главное —
изменился стиль мышления,
определивший разработку стратегии
сокращения убытков.

— Мы
прошлись, — говорит она, — по семи
статьям расходов. Вывод: рост
производительности не
соответствует темпам увеличения
зарплаты. Рекомендовали
администрации АТП перевести
некоторые категории работников на
семичасовой рабочий день,
пересмотреть положение о
премировании ИТР — размер премии
должен быть в прямой зависимости от
индивидуального вклада каждого;
снизить нормы расхода топлива на
автобусах и грузовых автомобилях…

Эти
предложения были приняты и
внедряются на практике. Общая сумма
затрат АТП сократилась на пять
процентов. Пересмотренные нормы на
списание агрегатов принесли
снижение затрат еще на 16%. Что до
амортизационных отчислений, то их
оптимизация помогла сэкономить 600
тысяч рублей к уровню прошлого
года.

"Проблему
надо любить…"

Сказав эту
фразу, Сергей Середкин озадаченно
хмыкнул, удивляясь собственному
столь интимному сравнению,
вырвавшемуся неожиданно. Но
поправляться не стал, а продолжил:

— Проблема —
резерв прибыли. Если откровенно, мы
мало работаем с центром
производительности. В Москве и
Санкт-Петербурге центр
сотрудничает с предприятиями с 1991
года. Именно поэтому туда пришли
раньше, чем к нам, иностранные
инвесторы…

В Иркутской
области специалисты центра
работают лишь на трех предприятиях
— хлебозаводе N 1, мебельной фабрике
и на нашем АТП. А между тем в регионе
уйма проблем, а значит, и основа для
сотрудничества. Я считаю, что фирмы,
приходящие на рынки Приангарья,
идут не туда, где подготовлена
почва. Их ошибки стоят больших
денег.

Я предложил
бы сотрудничество центра
производительности с отделом
внешнеэкономических связей
областной администрации. Это может
и должно стать основой для развития
нашей экономики. Обучение плюс
практика дадут несоизмеримо
больший эффект.

В
Шелеховском районе АТП —
единственное предприятие,
применившее японский опыт.
Инициатива принадлежит
исключительно С.П. Середкину. Может,
поэтому предприятие до сих пор не
развалилось, подобно десятку
родственных автопредприятий.

г.
Шелехов.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры