Песни, бьющие в сердце
Песни,
бьющие в сердце
Когда будут
отмечать комсомольский юбилей,
обязательно зазвучат песни. И чаще
всего это будут, наверное, песни
Александры Пахмутовой, удостоенной
многих званий и наград, а среди них
и премии имени Ленинского
комсомола.
Поэт-песенник
Лев Ошанин когда-то говорил, что не
надо делить песни на лирические и
героические. Надо делить на те,
которые бьют в сердце человека и
которые идут мимо сердца человека.
Когда звучит, например, "Горячий
снег", то эта песня вызывает бурю
оваций потому, что она бьет в
сердце.
Песня
"Горячий снег" на слова
поэта-фронтовика Михаила Львова
написана Пахмутовой. Тема
Сталинградской битвы была ей очень
близка и дорога, ведь этот
город-герой — родина композитора.
… В 10 часов
утра 22 июня 1941 года ученица 4-го
класса одной из сталинградских
музыкальных школ Аля Пахмутова
выступала с собственными
сочинениями на детском утреннике, а
в 12 часов концерт был прерван —
сообщили о начале войны.
То время
оставило глубокий след в памяти
композитора. Выступая на XV съезде
комсомола, она говорила:
— Наверное,
все вы знаете памятник нашему воину
с девочкой на руках, который стоит в
Трептов-парке в Берлине. Это
прекрасный памятник. Но я хочу
сказать вам, что я видела таких
солдат не в бронзе, а живыми. Это
было под Сталинградом. Им
предстояла знаменитая, навсегда
вошедшая в историю Сталинградская
битва. Страшные бои надвигались, но
они не забывали о нас, детях,
женщинах, стариках, круглые сутки
охраняли дорогу, по которой мы
уходили на восток…
Тем, кто
погиб в Сталинградской битве,
защищая вечный огонь жизни, и
посвящена "Песня-сказ о Мамаевом
кургане". И "Горячий снег", и
"Малая земля" — все это песни о
мужестве наших солдат, о настоящих
мужчинах.
Чтобы
стать мужчиной, мало им родиться,
Чтобы стать железом, мало быть
рудой.
Ты должен переплавиться. Разбиться.
И, как руда, пожертвовать собой…
Именно о
таких людях и создавала песни
Александра Пахмутова. О людях
стойких, преодолевающих
сиюминутные невзгоды и трудности,
увлеченных большими идеями,
вступающих в нелегкую схватку с
суровой природой, написан ею, если
можно так определить, сибирский
цикл, родившийся во время и после
пребывания композитора в нашей
области. Она тогда много поездила
по нашим сибирским просторам,
многое повидала, и, как отклик на
свершения молодежи, родились песни
"Девчонки танцуют на палубе",
"Речка Бирюса", "ЛЭП-500 — не
простая линия", "Марчук играет
на гитаре".
Мне довелось
знать Алешу Марчука. Он не занимал
официальных постов в комсомоле, но
был душой многих молодежных
инициатив и начинаний.
Исключительно компанейский парень.
Он охотно трудился на всевозможных
субботниках и воскресниках,
которые проводились тогда
зачастую, ходил в турпоходы и пел
песни у костра. Он сам писал
неплохие стихи и сочинял музыку на
стихи своих друзей. А друзей у него
было много, и, когда кому-то из них
приходилось туго, Алеша всегда
приходил на помощь. Таким уж он был
— отзывчивым и добрым, и очень
увлеченным.
Инженер-гидростроитель, он был
увлечен идеями покорения могучих
рек, и его способности в этом
непростом деле были замечены
такими специалистами, как Наймушин
и Гиндин — руководители тогдашнего
Братскгэсстроя. И Марчук пошел в
гору, а после окончания
строительства ГЭС он занял
солидный пост в министерстве.
Я напомнил об
Алеше Марчуке для того, чтобы
высказать такую мысль: Пахмутова и
в мирные дни послевоенного
строительства находила дела и
героев, их свершавших.
Когда у
легендарного А.П. Маресьева, Героя
Советского Союза, спросили недавно,
какие качества нужны нынешней
молодежи, чтобы быть настоящими
людьми, он назвал пять таких
качеств. Это сила воли, смелость,
упорство, мужество, умение
преодолевать трудности.
— Все они
между собой связаны, — подчеркивал
Алексей Петрович. — Ни одного
нельзя выделить, ни одного убрать.
На замечание
корреспондента, что молодым нужно
нынче не столько мужество и
смелость, сколько
предприимчивость, чтобы выжить,
Маресьев возразил:
— Выжить!.. Но
я-то говорю совсем о другом: о том,
как жить. И качества, которые должны
быть у настоящих людей, со времен
войны не изменились.
В этом
уверена, на мой взгляд, и Александра
Пахмутова. Публикуем одну их
популярных ее песен.
Письмо
на Усть-Илим
Музыка
А. Пахмутовой
Слова
С. Гребенникова и Н. Добронравова
Над
Москвой незнакомые ветры поют,
Над Москвой облака, словно письма
плывут…
Я по карте слежу за маршрутом твоим,
Это странное слово ищу — Усть-Илим…
Усть-Илим на далекой таежной реке,
Усть-Илим от огней городских
вдалеке,
Пахнут хвоей зеленые звезды тайги,
И вполголоса сосны читают стихи…
Позови — я пройду сквозь глухую
тайгу,
Позови — я приду сквозь метель и
пургу,
Оглянись — неприметной таежной
сосной
Уж давно я стою за твоею спиной.
Усть-Илим, над Москвой твои ветры
поют,
Усть-Илим, твои ветры в дорогу
зовут.
Усть-Илим… Две зеленых звезды в
небесах,
И костер… И тоска в его рыжих
глазах…