Иркутские страницы судьбы Вампилова
Иркутские
страницы судьбы Вампилова
"… Сегодня
многим из нас, знавшим Александра
Вампилова, кажется, что о нем
известно все… Однако стоило
прикоснуться к памятным местам
Иркутска, связанным с именем
драматурга или вошедшим в качестве
достоверных примет времени в его
творчество, как открывается
многое…"
Это строки из
новой книги Н.С. Тендитник "Перед
лицом правды". Литературный
критик, профессор ИГУ, бывший
преподаватель у вампиловского
курса, Тендитник является
известным своей тщательностью и
добросовестностью исследователем
творчества выдающегося драматурга.
В свое время на одной из научных
конференций в Новосибирске
ученые-сибиряки с гордостью
отмечали — это прозвучало в одном
из докладов, — что самая первая
публикация о Вампилове принадлежит
иркутянке Тендитник, причем
публикация, признающая талант
молодого автора.
Чем же
интересен новый очерк иркутского
литературоведа и критика? Прежде
всего своим краеведческим
подходом, открывающим неизбитые
пути в вампиловской теме.
Литературным
штампом одно время было называть
Александра Вампилова "сыном
степей", видеть в его судьбе
этакую экзотичность, когда никому
неизвестный паренек из Сибири в
несколько лет становится блестящим
драматургом. И далеко не каждый
даже иркутский читатель знает, что
город на Ангаре — родной город
матери Вампилова, что дед
Александра Прокопий Георгиевич
Копылов был в этом городе
священником, а всего их в роду
Копыловых было пять. Вот почему
вампиловские места — это не только
здание ИГУ, где учился будущий
драматург, общежитие, а затем
квартира, где он жил, редакция
"Молодежки", где работал,
книжное издательство и театры, где
часто бывал, но и домик дяди И.П.
Копылова на ул. Франк-Каменецкого,
28, куда мальчиком приезжал из
Кутулика погостить, а также "…
старинный исторический" уголок,
обозначенный Тендитник так:
"начало Амурской (ул. Ленина),
Мыльниковской (ул. Чехова) и
Спасо-Лютеранской (ул. Сурикова)
улиц", где находился когда-то
родительский дом матери. И уже
после — "Иркутск стал местом
творческой судьбы писателя, вошел в
его книги". Тот факт, что Иркутск,
его улицы и предместья увековечены
в пьесах крупнейшего драматурга
современности, городу еще
предстоит осознать, и книга
"Перед лицом правды" этому
поможет.
Не обойден
вниманием автора и Кутулик —
поселок, где прошло детство
Вампилова. Критик справедливо
полагает, что, если судить по
"Прогулкам по Кутулику",
пыльный сибирский райцентр остался
навсегда "дорогим
воспоминанием" драматурга, а
позже нашел отражение в картинах
провинциальной жизни в его
произведениях.
Здесь, на
аларской земле, фамилии Копыловых и
Вампиловых известны давно и
оставили о себе добрую память.
Рассказ о них важен для того, чтобы
понять: Александр Вампилов являлся
наследником глубоких культурных
традиций с обеих сторон своей
родословной.
В книге
приведены сведения о родственниках
отца, Валентина Никитича,
трагически погибшего в 38-м. "Род
Вампиловых оставил заметный след в
истории русской и бурятской
культур", — пишет Тендитник,
опираясь в своих выводах на важные
свидетельства и документы,
опубликованные сравнительно
недавно А. Румянцевым и Р.
Шерхунаевым. Министр правительства
Монголии; медик и пропагандист
бурятского фольклора, получившая
образование в С.-Петербурге;
учителя, архитекторы, артисты,
востоковеды — таковы представители
отцовского рода, и становится
очевидно, что дар Александра был
даром не случайным…
Обращаясь
вновь к творчеству Вампилова,
критик добавляет к прежним
наблюдениям рожденные уже опытом
дня сегодняшнего. Так,
высказывается мысль, что "в
отличие от диссидентствующей
интеллигенции, А. Вампилов был
патриотом". Доказательство тому
— "самовозрастание темы
ответственности перед обществом,
перед самим собой и
обстоятельствами", предчувствие
"большой опасности для страны"
в "разрушительных процессах
"застойного" времени.
Соглашаясь с
мнениями о впитывании Вампиловым
традиций Достоевского, Чехова,
Шекспира, связи с современной
западной драматургией, Тендитник
впервые говорит "о чертах
поэтики классицизма" в его
творчестве, проявившихся в
соблюдении единства места и
времени. Продолжая рассматривать
вампиловский юмор как развитие
традиции народной смеховой
культуры, обращается к
древнерусским текстам, в которых
можно встретить
"выворачивающего себя наизнанку
пропившегося неудачника",
похожего на персонажей "Двадцати
минут с ангелом" или "Утиной
охоты"…
И, как всегда,
позиция Тендитник крепка в том, что
"… мир А. Вампилова
безукоризненно точно отражает
короткий, но трагический опыт
страны", что совестливость
драматурга никогда не позволяла
терять "представления о святых
понятиях" добра — при всей
близости к своим мятущимся героям.
"Перед
лицом правды" — серьезный шаг в
дальнейшем осмыслении Вампилова и
важен не только сам по себе, но и как
доступ к воссозданию полной
картины судьбы и творчества
замечательного драматурга во всем
многообразии литературных и
жизненных связей.