издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Борис Говорин:

Борис
Говорин:

"Куда
легче быть героем на улице, чем в
повседневной практической
работе"

В
конце прошлой недели губернатор
Борис Говорин принял у себя
журналистов ряда СМИ и ответил на
их вопросы. Журналисты попросили
главу областной администрации дать
оценку нынешней ситуации в стране и
области. Ответы губернатора мы
предлагает нашим читателям.

О новом
правительстве и его председателе

— Появление
фигуры Евгения Максимовича
Примакова в качестве председателя
правительства вызвало, по-моему,
повсеместно вздох облегчения.
Ситуация не пошла по реакционному
для нашей страны пути — роспуск
Думы, конфликт исполнительной и
законодательной власти, втягивание
страны в политический кризис.

Примаков,
конечно, при всех своих высочайших
личных и нравственных качествах,
которые он демонстрирует сейчас,
оказался в тяжелейшей ситуации:
ведь главное, чем он занимался до
этого, — внешнеполитические
проблемы. Хозяйственное положение
дел в современной России ему в
деталях не известно.

Потому речь
прежде всего шла о том, как должно
быть сформировано правительство.
Не с точки зрения количества
министерств, ведомств,
вице-премьеров, но прежде всего с
точки зрения профессионализма,
учитывая при этом существующий
расклад политических сил. Примаков
здесь руководствовался не столько
своими убеждениями, сколько
поиском компромисса со всеми
политическими силами, участвующими
в процессе. Хотя, на мой взгляд, он
здесь не был самостоятельным.

Второй
важный момент, о котором я уже
высказывался раньше. Период реформ
показал, что профессиональные
качества, высокая образованность
людей у власти далеко не всегда
сочетаются с ответственностью за
судьбу страны. Зато высока
ответственность за судьбу своего
личного кармана и собственное
благосостояние. Это мы ясно видим в
лице наших крупных банкиров,
лидеров финансово-промышленных
групп, в одночасье сделавшихся
одними из самых богатых людей мира,
растаскивающих, разворовывающих
богатства нашей страны. Меньше
всего они думают о народе, о стране,
которая, кстати, и дала им это
бесплатное образование. Вот почему
сегодня так важна нравственная
составляющая, и возникает
необходимость серьезно заниматься
духовным воспитанием людей.

Утрачено
ощущение корней, принадлежности,
привязанности к конкретной земле, и
конкретной стране. И Примаков, как
человек безусловно опытный и
мудрый, эту составляющую, на мой
взгляд, тоже привносил в процесс
формирования своего кабинета.

Несомненно,
сейчас необходима выработка ясных
приоритетов в текущей политике. И
главный из них — восстановление
элементарного доверия населения к
власти. Это как бы главный
лейтмотив всей философии
деятельности председателя
правительства. Почему и поставлены
были задачи: восстановить
своевременность выплат зарплаты,
пособий, денежного довольствия
военнослужащим с октября. Не надо
закрывать глаза на то, что решать
эти вопросы можно только за счет
денежной эмиссии. У правительства
денег нет, и никакие выходы на улицу
с транспарантами здесь не помогут.

Но так
строить экономику невозможно.
Следовательно, вторая задача,
которая ставится правительством, —
направление средств на создание
промышленного потенциала страны.

В связи с
этим встала тема эффективности
работы банковской системы, в
которой зависают платежи, средства
граждан, хозяйствующих субъектов.
Поэтому будет проведено
соответствующее оздоровление
кредитно-финансовых учреждений и
усилен контроль со стороны
государства за деятельностью
коммерческих банков. Будет создана
система крупных региональных
банков, которые смогут получать
соответствующую помощь от
центробанков в плане санации их,
стабилизационных кредитов для
оздоровления. Необходимо сделать
прозрачным прохождение финансов,
чтобы снять вопрос об утечке
капитала за границу, задержек его
возврата и т.д.

И третье, на
чем настаивал Евгений Максимович, —
необходимость объединения всех
структур власти, включая и систему
органов местного самоуправления,
для реализации поставленных задач.
В процессе кризиса региональные
власти пошли на принятие решений,
связанных с защитой
потребительских рынков территорий;
что пришло в противоречие с
законами рыночной экономики и
вызывало разбалансировку
потребительского рынка страны в
целом. Поэтому действия всех
органов власти должны строго
корреспондироваться с
Конституцией РФ,
законодательноством страны и
учитывать национальные интересы.
Евгений Максимович неоднократно
подчеркнул, что Россия —
федеральное государство, и никому
не будет позволено предпринимать
действия, направленные на его
развал. И, конечно, речь шла о
необходимости усиления
федеральной власти как главного
регулятора всех отношений в стране.
То есть прослеживается жесткий
прагматический подход
исполнительной власти к
координации своих усилий по выходу
из кризиса. То есть мы имеем, на мой
взгляд, национальное
правительство. Потому что
ласкающее слух определение
"правительство национального
доверия", по-моему, не что иное,
как словоблудие. А национальное
правительство — это такое, которое
думает об интересах страны, печется
о народе. Не могу не привести здесь
высказывания Пиночета, диктатора
Чили (такую он имел у нас
идеологическую окраску), который
вывел свою страну из глубокого
кризиса. Когда его спросили, за счет
чего это произошло, он сказал: "Мы
думали не о себе, мы думали о
стране". На вопрос же о том,
почему аргентинские военные,
совершив подобный переворот, не
достигли успеха, он ответил: "А
они думали о себе".

Об импичменте
президенту

Здесь во
главе угла должна стоять не
проблема личности, а проблемы
государства, нашей судьбы. Есть
одно житейское правило — нужно
уметь вовремя "уйти со сцены",
пока ты еще пользуешься
авторитетом, уважением, признанием.
Борис Николаевич в силу состояния
своего здоровья не может в полной
мере выполнять обязанности
президента страны. Значит самое
достойное было бы уйти в отставку.
Но этого не происходит, и
политическая болезнь общества
затягивается.

Все призывы
пойти по неконституционному пути
безумны — как только мы уходим в
решении какого-либо вопроса из
правового пространства в область
эмоций, мы приходим к стрельбе,
крови, жертвам. Поэтому мы должны
строго следовать букве и духу
закона, Конституции. Другое дело,
что она нуждается в поправках и
должна быть изменена, но не под
личность, а в наших с вами
интересах. В этом свете становится
понятен и смысл фигуры Примакова в
роль председателя правительства.
Во-первых, он не претендует на пост
президента, а, во-вторых, способен
создать условия для пересмотра
Конституции.

Что касается
кандидатур на президентское
кресло, то они достаточно широко
известны. Я лично склоняюсь к
кандидатуре Лужкова. Мне он
симпатичен в первую очередь тем,
что за ним есть практический
результат хозяйствования в крупном
мегаполисе. Его взгляды на проблемы
современной России и ее место в
мире созвучны моим. Я встречался с
ним неоднократно, и он произвел на
меня самое благоприятное
впечатление — это дальновидный
политик и, что немаловажно, здоров,
мобилен, энергичен, работоспособен.

Мы все помним
Москву, грязную, запущенную, после
ухода с поста мэра супердемократа
Гавриила Попова. Сейчас мы видим
совсем другую Москву. Вот вам
одинаковые условия, но разные
результаты. Все разговоры о том, что
"Москва живет за счет других",
что она "жирует", что Лужков
диктатор и так далее — это просто
попытка дискредитации
определенными СМИ, попытка не
допустить его до власти.

Это моя точка
зрения, и она достаточно
выстрадана. Она плод моей долгой
работы на посту мэра и контактов с
ним, совместной работы в Совете
Федерации. И я убежден, что
здравомыслящие силы в стране его
поддержат.

О положении в
области

Как бы кто ни
критиковал областную власть вообще
и губернатора в частности, мы за год
нашей работы сделали шаг вперед. И
за 8 месяцев этого года имеем
прирост промышленного
производства по сравнению с 1997
годом, и по по многим отраслям — от 2
до 11%. Это достаточно серьезно,
поскольку речь идет об энергетике,
цветной металлургии,
машиностроении, лесной
переработке, целлюлозно-бумажной
промышленности. Плохо ли хорошо, но
заработали Усть-Илимский и
Братский комплексы, Саянскхимпром.
Восстанавливается
работоспособность Коршуновского
ГОКа. Да, это тяжело, но мы
мобилизуем все ресурсы и сделаем
это.

Мы
определили приоритеты в своей
работе на завтрашний день.
Во-первых, реструктуризация Севера.
Мы должны прекратить бездумное
расходование средств на завоз
товаров и ресурсов на Север. Там
есть газ, нефть, их надо
перерабатывать, обеспечивая
жизнедеятельность территорий. Мы
намерены провести серьезную
реструктуризацию экономики нашего
лесного комплекса, который
работает неэффективно.

Хватит жить,
как наркоманы, на игле Запада. У нас
для этого достаточно
экономических, интеллектуальных,
технических ресурсов.

Что ждать
области от нового правительства?

Первое и
главное — это восстановление
межбюджетных отношений, которые
были прерваны во время кризиса. Это
взаимные платежи, это отчисление
налогов, формирование средств на
осуществление целевых федеральных
программ на территории области.

Второе — я
был очень рад услышать от Примакова
о том, что он согласен с
предложением субъектов Федерации о
передаче в управление государством
пакетов акций по важным для
территорий регионов предприятиям.
Мы неоднократно обращались в
правительство РФ по поводу разрыва
договора доверительного
управления с Промторгбанком по
Востсибуглю, который ничего не
сделал по выполнению условий
конкурса. При этом нас постоянно
сталкивают с бастующими шахтерами
по вопросам зарплаты, хотя уголь
идет и в другие регионы, а
транспортные и финансовые потоки
для нас закрыты.

Мы высказали
предложения и по государственному
пакету ряда других предприятий —
Саянскхимпрома, Усольехимпрома, по
участию государства в освоении
Ковыктинского месторождения газа.
Председатель правительства
проявил понимание, и теперь дело за
личными контактами.

Второй
важный момент. Федеральное
правительство сегодня предает
территории, вызывает в регионах
социальную напряженность,
прекращая финансировать
федеральные учреждения. Это влияет
на экономику области, на
формирование местных бюджетов.
Примаков обещал, что с 1 октября
берет под личный контроль
исполнение обязательств
федерального бюджета перед этими
организациями.

Об акции
протеста

В области
задолженность по заработной плате
в сфере промышленного производства
достигает 3 миллиардов новых
рублей. Эффективного контроля со
стороны государства за
деятельностью хозяйствующих
субъектов и руководителей
коллективов нет, хотя созданы
десятки разного рода инспекций.

Поэтому
выступления людей в форме протеста
считаю объективными и
заслуживающими всяческой
поддержки.

Другой
вопрос — я бы на месте Примакова при
голосовании в Государственной Думе
поставил ультиматум: коль скоро вы
считаете, что я должен возглавить
кабинет министров, введите
мораторий на выступления, которые,
конечно же, дестабилизируют
ситуацию. Перекрытие авто- и
железных дорог оборачивается
ущербом для экономики. Но Евгений
Максимович этого не сделал. Поэтому
сегодня активно подняли головы и
профсоюзы, и иные оппозиционные
силы. И акции будут носить
масштабный характер.

Конечно,
высказать свои претензии и
федеральным, и региональным
органам власти можно и нужно. Но мы
должны себе отдавать отчет, что мы
работаем в перевернутой экономике,
где забыты вопросы и
производительности, и
эффективности труда.

Мы в области
произвели продукции на 16 млрд.
рублей, а чтобы выплатить все
пособия и зарплаты, необходимо 18
млрд. Это алогично.

Только
бездарные экономисты могут
оспаривать тезис о государственном
регулировании экономики. Такое
регулирование существует во всех
странах мира — только через него
могут быть защищены национальные
интересы страны. Это позволило бы
исключить возможность спокойного
вывоза капитала за границу сотнями
миллиардов долларов, тогда бы
решались вопросы занятости
населения и своевременной оплаты
труда.

Да, я
поддерживаю всех, кто выступает
против беспредела, творящегося в
стране. Я полностью на их стороне.
Но акции эти мало что дадут с точки
зрения экономики. Я вот сказал
студентам после их митинга:
"Друзья мои, вы же политически
инфантильны. Во время выборов вы не
голосуете, вы не хотите знать, кто
будет управлять городом, страной,
губернией. Вот теперь вы пожинаете
плоды своей низкой политической
культуры".

Так что все
эти акции протеста имеют
политический вектор: власти,
решайте проблемы людей. Не будете
решать — мы вас сменим. И это
нормальная схема.

Я хотел бы
только, чтобы участники акций
действовали в рамках закона, не
допуская никаких провокаций. То
есть, высказав свои требования
властям, представляли себе ясно,
что экономика области зависит от
работы каждого предприятия. И хотел
бы напомнить: прежде чем ты задаешь
вопрос государству, что оно должно
тебе, ответь себе: а что ты дал этому
государству сам?

Я,
несомненно, приму после акции всех
представителей бастующих сил, в том
числе руководителей компартии,
которые этого пожелали. Но я еще раз
подчеркиваю: легче быть уличным
героем, куда труднее быть героем
реальной хозяйственной и
политической жизни, практических
дел.

На улице мы
многословны, на улице мы
убедительны, красноречивы,
эмоциональны, но хотелось бы, чтобы
эта энергетика трансформировалась
в практическую деятельность на
предприятиях и в организациях, где
работают в том числе и
представители компартий.

Вон наши
депутаты как себя ведут —
направляют письма в местные органы,
мы, мол, поддерживаем профсоюзы,
выражаем недоверие, требуем
сменить курс. Ну и что дальше?

А на деле
блокируется предложение
губернатора, направленное на смену
этого самого курса! Ведь
региональная политика — это тоже
изменение курса. Давайте ее
проводить в жизнь! Налог с продажи
заблокирован в первом чтении под
предлогом защиты интересов
населения. А то, что эти 5% составили
бы за 8 месяцев сумму в 600 млн. рублей
и позволили бы решить проблемы
малоимущих граждан, этого депутаты
услышать не захотели. И руководство
Законодательного собрания
занимает здесь пассивную позицию.

Очень уж
много политики в такой работе и
очень мало ответственности за
судьбу региона, судьбу страны.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры