Ямочный ремонт как хобби для... неумных
Ямочный
ремонт как хобби для… неумных
Краткая
справка. Усть-Ордынский Бурятский
автономный округ имеет общую
протяженность дорог 2260 км. Из них
лишь 404 километра (по терминологии
российских дорожников) имеют
"усовершенствованное"
покрытие. А более ста пятидесяти
километров проселочных дорог в
межсезонье становятся практически
непроезжими. В округе создано
дорожное управление, на балансе
которого находится 1948 километров
дорог, в том числе 267 км
"усовершенствованных". По
территории округа проходят две
дороги федерального подчинения:
Московский тракт и трасса
Иркутск—Качуг.
Более
полутора тысяч километров дорог в
округе имеют твердое или так
называемое "переходное"
покрытие. Очевидно, с переходом в
"жидкий" или ямочный асфальт. В
зоне экономического
благоприятствования с такой
дорожной сетью можно двигаться
разве что нетвердой поступью.
Переходное покрытие, между тем,
очевидный прогресс по сравнению со
всемирно известной российской
колеей, о которой сложены песни,
легенды, анекдоты, старые и новые.
Старый
анекдот в тему. Американец, француз
и русский за рюмкой завели треп о
дорогах. Янки хвастает: "Сажусь в
"форд", на спидометре сто
восемьдесят, левая рука на руле,
правой обнимаю Мэри". Француз не
уступает: "Сажусь в спортивный
"пежо", Сьюзен на колени, на
спидометре двести". Русский
молчит. "Ну а ты, Иван, как
катаешься с девчонкой?" —
спрашивают приятели. "Как
катаюсь? Обыкновенно, — говорит
Иван. — Сажусь на "Урал",
включаю первую, а сам в кузов к
Марусе". "А кто машину ведет?
Компьютер?" — спрашивает
француз.— А куда она из колеи
денется, — отвечает Иван.
Новый
анекдот в тему. Крутой и при
"бабках" на навороченной
"Тойоте" едет в деревню к
родителям в предкушении произвести
на земляков обалдеж. Съезжает с
дороги с переходным покрытием на
проселок с колеей и колдобинами.
Метров через сто машина
останавливается. На экране
компьютера высвечивается надпись:
"Дальше дороги нет". "Как
нет! — выходит из себя парень. — Сто
лет ездим по этой дороге!" Но что
ни делает, машина ни с места. Крутой
в отчаянии взмолился: "Господи!
Помоги проехать — церковь в деревне
построю". Голос сверху: "Я рад
помочь, сын мой. Но дай мне хоть один
шанс. Хотя бы рубль пожертвуй на эту
дорогу".
Взоры
прагматичных окружников были
обращены не к небу, а к Москве.
Представители федеральной
дорожной службы ждали… как сами
знаете кого. В ожидании
"барина" вопрос о дорогах
переносили, откладывали. Дождались.
Начальник отдела строительства
федеральных дорог ФДС России В.М.
Ильин приехал без денег, но с
обещаниями помочь суммой в пять
миллионов рублей. Округ, по словам
гостя, включен в реестр помощи
регионам с низкой доходной базой.
Из 54,3 миллиона рублей, заложенных в
бюджет окружного дорожного фонда,
прогнозируемые налоговые сборы
нынешнего года составят примерно 4,3
миллиона. И обещанная помощь —
деньги на карманные расходы в
сравнении с потребностями региона
на неотложное дорожное
строительство и ремонт дорог,
мостовых переходов. По заключению
производственно-технологического
центра "РомдорНИИ",
шестнадцать таких сооружений в
округе находятся в аварийном
состоянии.
Словом, еще
не скоро бурятские, русские и т.д.
парни на навороченных
отечественных авто с Туянами и
Машами на коленях будут кататься на
дорогах округа с цивилизованной
скоростью. На осуществление этой
мечты, по расчетам специалистов
окружного дорожного управления,
округу как минимум надо получить из
ФДС 265 миллионов рублей. На такую
сумму были направлены документы в
Москву в начале нынешнего года. Из
этой фантастической суммы обещают,
повторяю, лишь пять миллионов. Но
если бы и случилось чудо и округ
получил бы искомую сумму, это не
повысило бы существенно качество
местных дорог. Большая часть денег
была бы потрачена бездарно на так
называемый ямочный ремонт,
потребность в котором наступает
уже через год после прокладки
асфальта. Буквально пожирателем
бюджетных денег стала дорога от
Усть-Орды до Осы, особенно ее первые
32 километра, заасфальтированные
дорожными строителями
Эхирит-Булагатского района. Я
профан в дорожном строительстве,
но, работая пять лет редактором
газеты "Строитель БАМ", видел,
как сложна технология отсыпки
земляного полотна. Слой за слоем, с
тщательной утрамбовкой, с
датчиками, отмечающими плотность
земляной подушки. Земполотно на
автодорогах округа отсыпается
бульдозерным навалом из местных
глин с легким прикатыванием, с
тощей гравийной прослойкой.
Примитивная технология при полном
отсутствии госконтроля за
качеством строительства
превращает дорожников в неразумных
буратино, закапывающих нищенские
бюджетные деньги в грязь. Мне
думается, не рука профессионала
расписывала по статьям расходов
средства, запрошенные у ФДС. 72
миллиона на содержание автодорог, 96
миллионов — на их ремонт и лишь 79
млн. рублей — на строительство
дорог и мостовых сооружений.
Спрашивается: чем принципиально
отличается содержание дорог от их
ремонта? На мой взгляд,
распорядители бюджетных средств
лукавили, расписывая деньги по
статьям. Почти сто миллионов
выделяли на "глубокий ремонт",
при котором асфальт, уложенный лишь
год назад, полностью снимается на
обочину дороги и укладывается
новый. Технология затратная,
неумная, не ликвидирует бездорожье.
Зато успешно решает проблему
безработицы.
Высокий
гость из Москвы стоически выслушал
всех выступавших, обещал округу
"поддержку", но не деньгами, а в
равных правах с
регионами-гигантами. Но у кассы ФДС
маленький округ оттирают от
федеральной кормушки
субъекты-киты. Идею о строительстве
кольцевой дороги вокруг окружного
центра, как мне кажется, Валерий
Михайлович пропустил мимо ушей.
Бюджету ФДС не до местечковых
фантазий. Судя по выступлению В.
Ильина в знакомстве с округом
поразили два факта: средний возраст
его жителей — 31 год и плотность
населения — 6 человек на квадратный
километр. О чем они говорят?
Во-первых, чтобы молодым жить,
дерзать, обустраивать зону
экономического
благоприятствования, нужны дороги;
во-вторых, нужна большая
протяженность дорог, поскольку
население рассредоточено по всему
округу. Сегодня в округе
дорожно-строительная отрасль лишь
зарождается. Из всех строительных
подразделений, пожалуй, лишь
кооператив "Труд" строит
дороги с
"усовершенствованным"
покрытием, которому не требуется
срочный "ямочный" ремонт.
Многие же вчерашние ДРСУ и по сей
день строят дороги так, что ездить
по ним небезопасно.